Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

Никольское кладбище Александро-Невской Лавры

24 Апреля 2012
  
25.4.1.jpg


   24 апреля 2012 года на день поминовения усопших руководители фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря» посетили Никольское кладбище Александро-Невской Лавры, где помолились на могилах членов ИППО.

Президент фонда, действительный член ИППО Александр Николаевич Панин, генеральный директор фонда, действительный член ИППО Семен Яковлевич Ваксман и большой друг фонда, член Санкт-Петербургского отделения РОКК Татьяна Иннокентиевна Ганф уже давно запланировали посетить именно в этот день Никольское кладбище. На этой территории, расположенной за Троицким собором Александро-Невской Лавры, погребены многие члены Императорского Православного Палестинского Общества. Среди этих погребений немало могил, за которыми никто не ухаживает, некоторые плиты уже не читаемы. В годы гонений на Русскую Православную Церковь часть некрополя была уничтожена, встречаются хаотично разбросанные надгробия: разбитые, разломанные, со следами надругательств. Богатство кладбища в какой-то степени предопределило его судьбу. После богоборческого переворота и в течение 1920-х годов оно нещадно грабилось искателями золота и драгоценностей, памятники разрушались, склепы стали пристанищем для беспризорных и преступников. Власти пытались вести борьбу и для этого сносили многие часовни, разламывали склепы, а «бесхозные» памятники после некоторой обработки использовали в качестве новых надгробий. Никольское в полной мере разделило судьбу других исторических кладбищ. В 1927 году было принято решение о его закрытии, рассматривался вопрос и о ликвидации. С конца 1920-х гг. ведавший кладбищами трест «Похоронное дело» проводил на закрытых кладбищах ускоренную ликвидацию так называемого «бесхоза». К этой категории были отнесены все «непосещаемые» памятники, среди которых, естественно, оказалось большинство дорогостоящих надгробий аристократического Никольского кладбища. Началось планомерное, систематическое уничтожение этих памятников с целью добычи ценного полированного камня. Разгром Никольской церкви, закрытой в 1920-е гг., увенчался попыткой превращения ее в крематорий. В 1934 году здесь проходили испытания печи для сжигания трупов. Эксперимент не удался, и церковь долгое время использовалась для складов и мастерских.

   Это кладбище имело свою богатую историю. В  1861 году в Александро-Невской Лавре, между монастырем и Невой, отвели место под новое кладбище, в котором Лавра остро нуждалась, хотя оно было уже третьим на территории монастыря. Оно располагалось за Троицким собором, где в XVIII веке предполагалось создание сада с парадным въездом в монастырь. Но долгое строительство собора и всего комплекса повлияли на первоначальные планы. Вначале здесь были подъездные пути от причалов к строящейся лавре, затем широкая дорога и палисад. В 1860-е годы за собором стали производить отдельные захоронения, а затем весь участок отвели под кладбище. В 1877 году кладбище получило наименование Никольского, по названию церкви святого Николая Мирликийского, построенной в 1868-1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г.И.Карпова. Облик Никольского кладбища соответствовал его значению - это был один из наиболее дорогих и престижных некрополей Петербурга. Само собой разумеется, что этот некрополь содержался в идеальном состоянии, имел регулярную планировку. В документах Духовного Собора отмечалось, что: «кладбище лаврское открыто не для всех, как городские кладбища, а погребаются здесь только немногие особы из подвизавшихся на поприще государевой службы и лица почетного звания». На Никольском были похоронены не только крупные чиновники и сановники, но и известные представители Императорского Православного Палестинского Общества.

   Задолго до посещения Никольского кладбища Т.И.Ганф составила план нашего мероприятия и провела тщательную уборку на могилах членов ИППО. Совместными усилиями А.Н.Панина и Т.И.Ганф была составлена историческая справка о погребенных членах ИППО, проведены переговоры с руководством православной газеты, издаваемой Александро-Невской Лаврой. Было достигнуто соглашение  о ряде публикаций, посвященных 130-летию ИППО, а также биографических публикаций, посвященных Никольскому некрополю и погребенным здесь членам ИППО.

   В день поминовения усопших с цветами и пением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» мы прошли по Никольскому кладбищу, вспоминая погребенных здесь, их труды, жизненный путь. Мы долго разговаривали, читали вслух историческую справку. Нам хотелось именно в этот день побыть среди могил и вспомнить нашу славную историю, которая, несмотря на все разрушения и уничтожения, так явно присутствует здесь.

  Мы побывали на могилах и возложили цветы 9 членам ИППО. Этот список включает в себя достойных государственных, политических деятелей, представителей Церкви.

   Конечно, большой благоговейный трепет мы ощутили у могилы В.Н.Хитрово. Василий Николаевич Хитрово - организатор, основатель и почетный член Православного Палестинского Общества. В 1871 году, будучи чиновником, В.Н.Хитрово впервые совершил паломничество в Иерусалим и увидел святыни, дорогие каждому верующему человеку. Это путешествие произвело настолько сильное впечатление на него, что он стал деятельным поборником интересов Православия на Ближнем Востоке и навсегда полюбил эти места. К святыне тянуло многих, Василий Николаевич увидел нелегкое положение русских паломников на Святой Земле, не имевших ни попечения о себе, ни руководства. Это так подействовало на В.Н.Хитрово, что он решил озаботиться о паломниках и стал привлекать людей, сочувствовавших его идее. Сначала он самым тщательным образом изучил все проблемы, связанные с созданием Общества и снова отправился в Палестину, где занялся подробным ознакомлением с Галилеей, которую объехал верхом совместно с тогдашним начальником русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Мало-помалу образовался кружок людей, единомышленных с Василием Николаевичем, многие из которых занимали видное положение. Паломничество же великих князей и поддержка главы Синода К.П.Победоносцева, помогли В.Н.Хитрово организовать сложное дело создания Палестинского Общества. В 1881 году Великий Князь Сергей Александрович и Великий Князь Павел Александрович побывали на Святой Земле. Именно после разговора с В.Н.Хитрово Великий Князь Сергей Александрович согласился возглавить Палестинское Общество. 8 мая 1882 года был утвержден устав Общества и В.Н.Хитрово был избран его почетным членом и помощником Августейшего Председателя, а затем стал секретарем Общества. Василий Николаевич Хитрово скончался 5 мая 1903 года в Гатчине, под Петербургом, на 69-м году жизни, на 21-м году существования основанного им Общества. Он был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. На могиле поставили простой деревянный крест со знаком ИППО и надписью из пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Задолго до кончины, подобно древним подвижникам, он поставил надгробный крест у себя в кабинете - в постоянное напоминание не умолкать и не успокаиваться. После его кончины было принято решение об установлении мраморной поминальной доски с именем приснопамятного деятеля Общества В.Н.Хитрово в Иерусалимском русском храме Св. Александра Невского, в создании которого ИППО принимало непосредственное участие.

   Помолились мы и у креста на могиле члена ИППО, митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского). Митрополит Антоний (Вадковский), в миру Александр Васильевич, родился 3 августа 1846 года в селе Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье приходского священника Василия Иовлевича Вадковского. С 1858 года отец Василий служил в селе Ширингуши Тамбовской губернии, здесь прошло отрочество будущего митрополита. Маленький Александр много раз слышал от матери Ольги Никифоровны рассказы о чудотворениях на могиле отца Серафима в Саровской пустыни, находившейся тогда в составе Тамбовской епархии. Через полвека сын сельского священника один из немногих поддержал инициативу канонизации преподобного Серафима, казавшуюся тогда почти невозможной, а летом 1903 года возглавил открытие мощей святого. В детстве, когда его отца, бедного провинциального священника, посетил правящий архиерей епископ Феофан Затворник, он благословил именно младенца Александра, и это стало в семье знамением, что его ожидает особая судьба. Количество благотворительных организаций, в работе которых митрополит принимал активное участие, едва ли можно точно подсчитать. Владыка Антоний открывал и новые, ранее не испытанные пути благотворительности. В бытность Петербургским митрополитом он основал братство для помощи людям, страдающим болезнью Дауна, эпилепсией, психическими расстройствами. Митрополит Антоний хорошо знал народную жизнь, ему была известна горькая участь изгоев общества, подвергавшихся жестокому обращению. Он основал Христианский союз образованных женщин и девиц, члены которого отправлялись читать вслух Библию (вспомним уровень неграмотности в старой России) в тюрьмы, больницы, богадельни. Владыка опекал еще несколько учреждений, оказывавших прямую помощь обездоленным или боровшимся с пьянством. Предметом особой заботы митрополита было Христианское содружество учащейся молодежи, объединявшее студентов высших учебных заведений. Личным подвигом владыки были посещения петербургских тюрем, беседы с заключенными, материальная и духовная поддержка. Он был почётным членом Петербургской Академии Наук (1899); Казанской, Московской и Петербургской духовных Академий (1892), Императорского Православного Палестинского общества (1893), Петербургского Совета детских приютов (1887). Последние несколько лет жизни его здоровье ослабло. Болезнь митрополита Антония стала усугубляться в 1910-1911 годах. Последний раз он посетил Синод 16 октября 1912 года, будучи тяжело больным. Остается только добавить, что владыка был монархистом, но в духе все того же идеализма людей 1860-х годов. Инсульт, который свел митрополита в могилу, случился с ним 24 октября 1912 года из-за сильного утомления на молебнах 5, 17 и 21 октября, в дни, посвященные Дому Романовых. Митрополит, чувствовавший недомогание, мог послать служить вместо себя одного из своих викариев, но не сделал этого. Владыка привык жертвовать собой. По его желанию, он был погребен в Александро-Невской Лавре, на братском участке Никольского кладбища под простым деревянным крестом.

   Два удивительных и талантливых ученых, членов ИППО: Троицкий и Болотов. Нельзя не вспомнить в год 130-летия ИППО их титанических трудов. Они и погребены рядом друг с другом под одним обелиском. Иван Егорович Троицкий (1834 - 1901) - историк Церкви, сын причетника, родился в селе Красном, Пудожского уезда Олонецкой губернии, воспитывался в Каргопольском Духовном училище и Олонецкой Духовной семинарии; окончил курс в Санкт-Петербургской Духовной академии в 1859 году со степенью магистра и назначен был преподавателем Олонецкой семинарии. В 1861 году Троицкий занял в Санкт-Петербургской академии должность бакалавра по кафедре греческого языка, а в 1863 году - по кафедре новой общей церковной истории. Преобладающее большинство трудов И.Е.Троицкого посвящено истории христианского Востока. Докторская диссертация рассматривает «Изложение веры церкви армянской, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила» (Санкт-Петербург, 1875). Некоторые из помещенных в журналах статей Троицкого представляют собой целые книги, например, «Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты» («Христианское Чтение», 1867, 1869, 1871 и 1872 годы). Многие годы Иван Егорович посвятил изучению греческих рукописей в московских книгохранилищах. Только некоторая часть извлеченных им оттуда материалов напечатана.  За жизнью Православного Востока он внимательно следил по важнейшим греческим периодическим изданиям. Кроме того, И.Е.Троицкий поддерживал личные дружественные сношения с представителями православного Востока. Иван Егорович был одним из самых деятельных членов ИППО, состоял членом Совета, принимал участие в научных изданиях общества (им напечатаны, например, Иоанна Фоки, «Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII века» во 2 выпуске VIII тома сборника ИППО). И.Е.Троицкий принимал участие в уяснении вопросов, относящихся и к греко-болгарской церковной распре, и к современным настроениям в пределах всех восточных патриархатов, равно как других автокефальных церквей - сербской, румынской и пр. Он также приглашен был Святейшим Синодом, в качестве члена, в комиссию по старокатолическому вопросу. И.Е.Троицкий был одним из учредителей общества вспомоществования недостаточным студентам Санкт-Петербургской академии, в пользу которого оставил по завещанию и капитал. Василий Васильевич Болотов - знаменитый церковный историк (1853 - 1900). Сын дьячка Тверской епархии, В.В.Болотов получил образование в Тверской Духовной семинарии и в Санкт-Петербургской Духовной академии, в которой затем преподавал общую церковную историю. С основательным и глубоким богословским образованием В.В.Болотов соединял самые широкие и разносторонние филологические познания. Сразу по назначении на кафедру В.В.Болотов признал обязательным для себя знать языки первоисточников древней церковной истории: греческий, латинский, сирский, арабский, коптский, эфиопский, армянский. Его лингвистические знания далеко не ограничивались этими лишь языками. Изучение языков стояло у него вообще на почве сравнительного языкознания, и он имел к этой области непосредственный интерес, сам характеризуя себя именно как «лингвиста». Его всегда влекло в область истории христианского Востока в широком смысле. За совокупность своих трудов В.В.Болотов получил в 1896 году степень доктора церковной истории, в области которой он являлся у нас едва ли не первым инициатором чисто ученой разработки и создал целую школу, имеющую даровитых тружеников. К его эрудиции прибегали и наша высшая церковная власть и отчасти высшее светское правительство. В последний год своей жизни В.В.Болотов был назначен делегатом от духовного ведомства в образованную при астрономическом обществе комиссию по вопросу о согласовании старого стиля с новым. Он умер 5 апреля 1900 года и его последними словами были: «Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу».

   Долго постояли мы у фамильного погребения семьи Аничковых. Член ИППО Николай Милиевич Аничков (1844 - 1916) - действительный тайный советник, сенатор, член Государственного Совета, товарищ министра народного просвещения. Родился 14 февраля 1844 года в Тамбове. Он закончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Николай Милиевич Аничков  - был высокообразованным человеком, обладавшим немалыми лингвистическими способностями: помимо латыни и древнегреческого, свободно владел несколькими европейскими языками. Завершив образование в Германии и Франции (1869 год), он стал преподавателем древних языков в родной гимназии. Николай Милиевич был членом комитета Главного попечительства детских приютов ведомства Императрицы Марии Федоровны, почетным членом целого ряда обществ и советов. Будучи в 1898-1905 гг. членом Государственного Совета (сенатором), он провел через этот высший законодательный орган России решение об открытии в Петербурге женского медицинского института. В числе наград Николай Милиевич имел орден Святого Александра Невского с Красной лентой, орден Белого Орла, орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й и 3-й степеней, орден Святой Анны 1-й и 2-й степеней, орден Святого Станислава 1-й и 2-й степеней, а также медали. При решении служебных проблем он проявлял большую осторожность, деликатность и справедливость. Но, будучи по убеждениям государственником, считался реакционером и активно критиковался либералами. Николай Милиевич был членом Совета Императорского Православного Палестинского Общества. И как член этого Совета, он курировал учебные и врачебные заведения в Сирии и Палестине. В 1899 году он в течение трёх месяцев посещал указанные заведения, а затем составил отчёт, опубликованный в отдельном двухтомном издании. Его блаженство Иерусалимский Патриарх Дамиан наградил Николая Милиевича высоким и редким орденом Святого и Живоносного Гроба Господня с золотым крестом и частицей Честного и Животворного древа Креста Господня. Учитывая его большие заслуги в общественной жизни Гатчины и в организации там учебных заведений, 14 апреля 1901 г. Император Николай II удовлетворил просьбу жителей города о присвоении Н.М.Аничкову звания почетного гражданина Гатчины. Николай Милиевич был также почетным гражданином городов Устюжны и Малая Вишера.

   На Никольском кладбище погребено и много представителей Русской Православной Церкви, которые внесли большой вклад в дело процветания ИППО. Действительный член ИППО и духовник Великой Княгини Александры Иосифовны протоиерей Арсений Иванович Двукраев был сыном священника из города Старицы Тверской губернии. Там же он и родился 26 февраля 1825 года. Сначала юноша учился в местном духовном училище, а затем - в Тверской Духовной  семинарии. Блестяще окончив ее был отправлен за казенный счет для получения дальнейшего образования в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где в 1851 году закончил курс одним из первых. Он получил послушание преподавать в Александро-Невском училище, а 12 февраля 1855 года был рукоположен в сан священника и определен к Знаменской церкви. Любовь к Богу этого пастыря выражалась в постоянном внимании ко всем несчастным, в заботе о благолепии храма, где всегда соблюдался строгий порядок, благочиние и тишина. Его блестящие проповеди не могли не трогать православную душу, к тому же он был и прекрасным преподавателем: 13 лет экзаменовал лиц, ищущих священного сана, и 28 лет преподавал в Михайловской школе Санкт-Петербургского женского патриотического общества. Отец Арсений умел так просто изъяснить глубину Священного Писания и посеять в сердцах воспитанниц пламенную любовь ко Господу, что они не могли уже ни отойти от Святой Церкви, ни забыть батюшкины проповеди. Его жизнь приносила добрые плоды в его чадах. Всегда и везде он проповедовал вечную истину, всегда и везде говорил правду прямо, как бы горька она ни была, и эта способность светлым лучом проходила через всю его жизнь. На батюшку обратила внимание Великая Княгиня Александра Иосифовна и ее супруг Великий Князь Константин Николаевич. Они пригласили его быть преподавателем Закона Божия и духовником их августейших детей: Великих Князей Константина, Дмитрия, Вячеслава. Затем протоиерей Арсений стал духовником и Их Высочеств. Весной 1890 года отец Арсений заразился дифтеритом, осложнившимся воспалением почек. Ненадолго он поправился, но болезнь стала подтачивать силы проповедника: он похудел, осунулся. Его силы истощались. 9 февраля священнослужитель приехал в Павловск, на дачу, предоставленную ему Великой Княгиней Александрой Иосифовной, которая непрестанно заботилась и утешала умирающего батюшку, что трогало его до слез. После литургии, 12 февраля, в день своего 40-летнего служения, он прощался с прихожанами. Именно так они поняли его проповедь: благодарил за все сделанное для храма, просил прощения, если кого ненамеренно обидел или огорчил. Отошла ко Господу светлая душа его 31 мая 1895 года. Все, знавшие батюшку, искренне скорбели о его кончине.

   Протоиерей, писатель Василий Иванович Жмакин (1853 - 1907), воспитанник Санкт-Петербургской Духовной академии, член учебного комитета при Святейшем Синоде. Магистерская его диссертация: «Митрополит Даниил и его сочинения» (М., 1881). Другие отдельно изданные его труды: «Иннокентий, епископ пензенский и саратовский» (СПб., 1885), «Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834 - 1836 гг.» (СПб., 1891); «Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия. Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых» (СПб., 1890); «Игумения Вяземского Аркадиевского монастыря Августа (в миру княжна Ширинская-Шихматова)» (М., 1897); «Коронации русских Императоров и Императриц» (выпуск I, СПб., 1898); «Письма протоиерея А.А. Самборского к императору Александру I и князю А.Н. Голицыну» (СПб., 1894). Родился в бедной семье диакона села Николаевки Николаевского уезда, Самарской губернии. Лишившись отца в раннем детстве, он был воспитан своим близким родственником в простых и строгих правилах старого быта духовенства. В 1875 году блестяще окончил Самарскую Духовную семинарию и, как лучший воспитанник, послан был на казённый счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В академии углублённо изучал историю русской Церкви, и вместе со своим товарищем по курсу В.В.Болотовым сделался лучшей надеждой академии. Его кандидатское сочинение о митрополите Данииле, написанное на третьем курсе, было признано советом академии одним из лучших сочинений и удостоено вместе с сочинением В.В.Болотова высшей студенческой премии. По окончании академии становится с 4 октября 1879 года помощником инспектора Санкт-Петербургской Духовной семинарии. 20 мая 1884 года рукоположен во священника к церкви Николаевского Кадетского корпуса и назначен законоучителем корпуса. 13 сентября 1900 года назначен постоянно присутствующим членом Учебного Комитета при Святейшем Синоде. В начале 1906 года батюшка назначен редактором Синодального журнала «Церковные ведомости». Именно на этом посту отец Василий, за короткое время, проявил себя как ревностный поборник идей ИППО.

   Протоиерей, писатель, действительный член ИППО Петр Алексеевич Соловьев родился в 1825 году, воспитывался в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Он с 1848 по 1855 годы находился в составе первой духовной русской миссии в Иерусалиме, потом был священником в Санкт-Петербурге. Свои наблюдения над жизнью Востока он печатал в духовных журналах (Странник, Дух Христианина, Духовной Беседе). Отец Петр написал книгу «Христианские мученики на Востоке со времени завоевания Константинополя турками». Составленный им альбом памятников христианской древности в Палестине и Египте издан епископом Порфирием Успенским как приложение к путешествию его по Египту и Синайскому полуострову. Протоиерей П.А.Соловьев скончался 11 сентября 1898 года, много потрудившись во имя идей ИППО.

   Завершили мы свой исторический и молитвенный экскурс у погребения братьев Остроумовых. Петр Иванович Остроумов (1839 - 1913) – сенатор, тайный советник, с 8 апреля 1901 года председатель отделения ИППО поддержания православия в Святой Земле, магистр богословия, директор хозяйственного управления Святейшего Синода.

   В ближайшее время А.Н.Панин и Т.И.Ганф намерены составить подробный список, всех погребенных членов ИППО на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры с описанием их биографий, а у входа на кладбище установить информационный стенд с этим повествованием. 
 

25.4.2_.jpg 25.4.3_.jpg 25.4.4_.jpg 25.4.5_.jpg



Возврат к списку


Материалы по теме:

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика