Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

Русское кладбище в Белграде

18 Октября 2012

18.10.1.jpg


18 октября 2012 года руководители фонда, действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества А.Н.Панин и С.Я.Ваксман посетили Русское кладбище в Белграде, где от имени ИППО возложили цветы к памятнику Государю Императору Николаю II и русским воинам.

Русское кладбище в Белграде находится в центре города, недалеко от собора святого апостола Марка и входит в состав так называемого «Нового кладбища». Это сербский некрополь, который был основан в 1886 году. Некрополь с русскими могилами стал формироваться примерно с 1929 года, когда власти предоставили русским эмигрантам, выехавшим из России после богоборческого атеистического переворота и проживавшим в Королевстве сербов, хорватов и словенцев это место для погребений.

    В центре Русского кладбища мощно возвышается над могилами памятник Государю Императору Николаю II. На памятнике есть надпись: «Вечная память Императору Николаю II и 2000000 русских воинов великой войны». Вверху над надписью изображен герб Российской Империи и стоит дата «1914». Это подлинный монумент русской славы и славы русского оружия, доблести, чести и верности. Данный памятник – первый в мире монумент, установленный в память Государя Императора Николая II. Он был сооружен в 1935 году по проекту русского архитектора Р.Н.Верховского. Роман Николаевич Верховский – архитектор, скульптур, художник, потомок древнего Царского рода Рюриковичей. Памятник представляет собой склеп-монумент, на самом верху которого находится пятиметровая фигура ангела с мечом, стоящего на высоком постаменте цилиндрической формы. В цоколе постамента устроена небольшая часовня с мраморным порталом, который был сделан на средства Святейшего Патриарха Сербского Варнавы. Над входом в склеп установлен крест с надписью: «За веру, Царя и Отечество», а чуть ниже имеется надпись: «спите орлы боевые».  Так же над входом в склеп изображена могучая фигура русского офицера с флагом и вензелем Государя Императора Николая II. В склепе покоятся останки 800 русских воинов, павших и умерших от ран на Балканах. Табличка перед входом в склеп гласит, что монумент и склеп сооружены по благословению Святейшего Патриарха Сербского Варнавы и митрополита русского блаженнейшего Антония.

    Руководители фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Ваксман горячо помолились у памятника славы русского оружия и светлой памяти святого Государя Императора Николая II и Его Семьи. Да именно железная воля Государя в 1914 году не позволила оставить братский сербский народ один на один с врагом. Но Его Семья, вся вместе стала Государю помощником в деле милосердия. Государыня Императрица Александра Федоровна, старшие дочери Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна окончили курсы сестер милосердия и всю войну трудились в госпитале при Царском Селе, принимая участие в тяжелейших операциях, перевязке раненых и уходе за ними. Именно они создали и возглавили комитет по оказанию помощи семьям погибших офицеров. Младшие дочери Государя Великие Княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна так же принимали участие в деле помощи раненым и увечным. Они почти ежедневно приезжали в госпиталь, беседовали с воинами, писали за них письма домой, читали им, гуляли с ними, а после выздоровления и отправления их на фронт писали уже им, поздравляя с праздниками и победами. Именно эти фотографии из открывшейся уникальной фотовыставки фонда в Русском доме в Белграде 16 октября 2012 года вызвали самый большой и горячий интерес собравшихся. У некоторых зрителей эти снимки вызывали слезы. К подножию памятника у входа в склеп мы возложили цветы от имени Императорского Православного Палестинского Общества в год его 130-летия. Государь и Его супруга, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Великая Княжна Ольга Николаевна были почетными членами ИППО.

   Рядом с памятником находится часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1931 году архитектором В.В.Сташевским. Валерий Владимирович Сташевский - окончил Николаевскую военно-инженерную академию (1908) и Институт гражданских инженеров (1911) в Санкт-Петербурге. Строитель главных зданий Офицерской автомобильной школы на Семеновском плацу и Офицерской воздухоплавательной школы на Волковом поле в Санкт-Петербурге, он в 1920 году переехал на жительство в Белград. Он был одним из самых продуктивных архитекторов в Югословии. Часовня, являющаяся уникальным памятником истории, представляет собой точную копию московской Иверской часовни в городе Москве, сооруженной на Красной площади в 1669 году. В крипте часовни похоронен Высокопреосвященный  митрополит Антоний (Храповицкий), с 1921 года и до конца жизни возглавлявший Русскую Синодальную Зарубежную Церковь. С 1902 по 1914 год Высокопреосвященный Антоний (Храповицкий), будучи епископом Волынским и Житомирским, был председателем Волынского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. На I-м Всезарубежном Соборе в 1921 году  митрополит Антоний (Храповицкий) был одним из главных инициаторов призыва о восстановлении Династии Романовых. У места упокоения этого выдающегося пастыря Церкви мы вспомнили его слова: «Когда мы получили известие об отречении от Престола Благочестивейшаго Императора Николая Александровича, мы приготовились, согласно Его распоряжения, поминать Благочестивейшего Императора Михаила Александровича. Но ныне и он отрекся и велел повиноваться Временному правительству, а посему, и только посему, мы поминаем Временное правительство. Иначе бы никакие силы нас не заставили прекратить поминовение Царя и Царствующего Дома…». Это было сказано им в тяжелое время смуты, когда многие и многие предали и продали своего Царя, гордо повесив себе на грудь красные банты революции. Вспомнилась и статья Владыки, написанная после I-го Всезарубежного Собора:  «Кто же будет отрицать, что февральская революция была столь же богоборческой, сколько противомонархической? Кто может осуждать большевистское движение и в то же время одобрять временное правительство? Оно подняло руку на Помазанника Божия; оно уничтожило в армии церковное начало, уничтожило церковно-приходские школы, ввело гражданскую присягу, одним словом – все это дело было торжеством того нигилизма, который известен русскому обществу уже три четверти столетия. Правда, боясь простого народа, деятели этой революции только наполовину сняли маску со своего противохристианского облика и даже хвалились, что они освобождают не только народ, но и самую Церковь, угнетавшуюся царями… Вот почему православный русский народ и все разумные люди в России должны торжественно отречься от приобретенных ими «завоеваний» февральской революции, а это возможно выразить только чрез признание преступности низвержения Царствующей Династии и чрез призыв ее вновь занять Царский престол. Это необходимо не только как единственное средство спасения России как государства, но в той же мере – для снятия с себя преступного уклонения от Божией правды» (Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора. 1922 год. С. 126-127). Рядом с часовней мы не только вспомнили деяния этого достойного человека, его труды, его деятельность на благо Императорского Православного Палестинского Общества, но и пропели трижды «Вечная память!».

18.10.2_.jpg 18.10.3_.jpg 18.10.4_.jpg 18.10.5_.jpg

 

18.10.6_.jpg 18.10.7_.jpg 18.10.8_.jpg 18.10.9_.jpg



Возврат к списку


Материалы по теме:

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика