Торжество было приурочено к 400-летию Дома Романовых и 120-летию бракосочетания Царской Семьи, почетных членов Императорского Православного Палестинского Общества. Средства на создание величественного монумента были собраны прихожанами храма и благотворителями. Чин освящения совершил епископ Царскосельский Маркелл (Ветров). Установка памятника рядом с храмом не случайна - в 1904 году закладка собора на Обводном канале была приурочена к десятилетию Царской свадьбы, а проект храма лично утвердил Государь Император. Царское благоволение храму не ограничилось одними добрыми словами: от державной четы в пользу храма поступали щедрые пожертвования.
Открытию памятника предшествовала Божественная Литургия, которую возглавил епископ Царскосельский Маркелл (Ветров), являющийся настоятелем Царского Феодоровского собора в Царском Селе. Владыка большой почитатель памяти святых Страстотерпцев. Ему сослужил целый сонм духовенства Санкт-Петербургской епархии. Открытие памятника также было приурочено к важному для епархии и собора событию - 45-летию иерейской хиротонии настоятеля собора архимандрита Сергия (Стурова). В торжествах приняли участие представители православной общественности Санкт-Петербурга, прихожане Воскресенского собора, представители различных общественных и патриотических организаций.
От имени Императорского Православного Палестинского Общества на мероприятии присутствовали члены Московского областного регионального отделения, члены Совета отделения Александр Николаевич Панин (заместитель председателя) и Семен Яковлевич Ваксман. Эти торжества надолго запомнятся всем, кто принимал в них участие, а памятник святой Царской чете станет украшением Петербурга и местом паломничества для всех православных людей.
Скульптура олицетворяет идею жертвенного семейного служения, примером которого, несомненно, был брак Государя Императора Николая Александровича и Александры Федоровны. Памятник Царственной чете - это не просто дань благодарности за ту помощь, которую святые супруги оказали храмоздателям. Это - призыв к согражданам и соотечественникам сверять свою жизнь с благодатными образцами. «Мы хотели бы, чтобы это был памятник не только Царской, но и вообще всякой истиной православной семье, - а их, несмотря ни на что, по-прежнему, много в России; эти семьи держат на себе всю тяжесть времени, не дают русскому обществу окончательно пасть, - и, конечно, они достойны памятника. Мы хотели бы напомнить всем верующим, венчанным супругам: однажды вы тоже носили венцы, подобные царским, - несите же и впредь в своих душах царское благородство и великую жертвенность Царственных Страстотерпцев. Наш памятник сочетает в себе единение идеи и иконы: сама скульптура являет собой идею жертвенного семейного служения, а выгравированная на памятнике икона Святым Царственным Мученикам утверждает нашу веру в то, что они услышат всякого молящегося у подножья этого монумента, рядом с алтарем любимого ими храма, и пошлют с небес Божию благодать на призывающих с верою их имена», - говорится в буклете, посвященном открытию памятника.
В конце XIX века местность близ Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. Служащие железной дороги и трудящиеся нескольких заводов составляли население близлежащих бедных кварталов. И первый деревянный храм Воскресения Христова, возведенный в 1894 году, стал поистине лучом света в темном царстве простой рабочей жизни, ведь в нем помимо уставного богослужения и народного пения проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами; вскоре появились церковноприходская школа, библиотека и читальный зал. Это был в полном смысле слова народный храм; неслучайно, что именно здесь зародилось Александро-Невское Общество трезвости, которое было необходимо тут как воздух. Оно было открыто в 1898 году попечением настоятеля храма отца Александра Рождественского, и разрослось впоследствии так, что насчитывало в период рассвета более 70-ти тысяч человек. Горячо любимая простым народом деревянная Воскресенская церковь в начале XX века уже стала тесна для множества людей, и Обществом религиозно-нравственного просвещения во главе с его бессменным председателем протоиереем Философом Орнатским было решено возводить обширный каменный храм на народные пожертвования, на что была получена и Высочайшая субсидия. Государь Император Николай II утвердил проект трехпредельного храма архитектора Г.Д.Гримма, «пожелав успеха постройке». Каменный храм был заложен 25 июля 1904 года в ознаменование десятилетия бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны. Возводила храм строительная комиссия во главе с Дмитрием Ивановичем Парфеновым, часто приходилось вкладывать немалые личные средства – но что может быть большим делом, чем воздвигнуть на земле храм Божий? И вот 14 декабря 1908 года с особой торжественностью состоялось освящение Воскресенского храма, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), почетный член ИППО. И хотя строительство полностью еще не было завершено, а внутренняя отделка только начиналась, «волны народного моря, всегда приливающего к стенам Воскресенского храма», красноречивее всего говорили о том, что «жив Господь и жива душа народная, и нет лучшей пищи для нее, как молитва в Божьем доме…».
Всегда активная приходская жизнь стала теперь еще более насыщенной: Александро-Невское Общество трезвости разместило в подвале храма свою типографию, а трезвенническое движение получило распространение по всей России. Храм посещал почетный член ИППО обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, в храме часто служили другие видные деятели Палестинского Общества. Деятельность Александро-Невского Общества трезвости и жизнью храма часто интересовался почетный член ИППО протоиерей Иоанн Кронштадтский. Так продолжалось до 1917 года, когда все в России перевернулось: Общество трезвости было закрыто в 1918 году, «петербургский златоуст» отец Философ Орнатский и многие другие его сподвижники приняли мученическую кончину, храм Воскресения был разграблен и в 1930 году закрыт. В советские годы внутреннее пространство храма было обезображено до неузнаваемости: в нем находился склад, кинотеатр, на колокольне – парашютная площадка. Храм был возвращен верующим в феврале 1990 года, и богослужение вновь зазвучало в нем в день Пасхи – 15 апреля 1990 года: храм Воскресения Христова воистину воскрес! Сегодня приход храма возрождает традиции трезвеннического движения, а также просветительскую и книгоиздательскую деятельность. А его величественное здание еще ожидает серьезной реставрации.
Руководители фонда и члены ИППО А.Н.Панин и С.Я.Ваксман возложили от имени всего Императорского Православного Палестинского Общества к подножию памятника святым Царственным Страсторпцам цветы и испросили молитв на процветание деятельности Императорского Православного Палестинского Общества.