Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

Монастырь «Малая Галилея».

15 Ноября 2013

Деятельность фонда «Возрождение культурного наследия» в рамках реализации программы «Возвращение памяти» начала свою работу в 2012 году. Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Работа продвигается успешно, хотя и требует тщательной работы в архивах, библиотеках, тесной связи с местными краеведами.

На сегодняшний день выявлено, обследовано, описано 61 погребение действительных членов Императорского Православного Палестинского Общества. Все эти погребения фонд уже включил в свою базу данных, которая предусматривает составление карточки на каждое погребение с описанием надгробной плиты, самой могилы, креста, фотографий, и подробной географической и фотографической привязки на местности. Также в рамках этой программы фонд намерен способствовать реставрации надгробных памятников, установлению памятных досок и привлечения внимания общественности к сохранению этих могил. Исследования мест захоронений погребенных членов Общества были проведены на территории России, Украины, Сербии и Израиля.

В период с 14 по 23 ноября 2013 года руководители фонда «Возрождение культурного наследия», действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин (заместитель председателя Московского областного регионального отделения, член Совета отделения) и Семен Яковлевич Ваксман (член Совета Московского областного регионального отделения) находились в историко-краеведческой экспедиции на территории государства Израиль.

15.11.13.1.JPG

Работа в основном была сосредоточена на территории святого града Иерусалима, где погребено несколько выдающихся членов Императорского Православного Палестинского Общества, а также расположено много уникальных русских построек, как религиозного, так паломнического и хозяйственного назначения. Бесспорно, просто уникальными комплексами являются Сергиевское и Александровское подворья ИППО, здание Русской Духовной Миссии, Свято-Троицкий собор, Русский Спасо-Вознесенский монастырь на вершине горы Елеон, храм святой Марии Магдалины в Гефсимании (Гефсиманский женский монастырь). Целью этой экспедиции было исследование всех русских монастырей, храмов и подворий, посещение всех кладбищ и отдельных захоронений для включения в электронную базу данных фонда.
 
В рамках экспедиции особое внимание было направлено на захоронения игумена Серафима (Кузнецова), архимандрита Антонина (Капустина), архимандрита Димитрия (Биакая) и игуменьи Тамары (в миру Княжны Императорской крови Татьяны Константиновны).

15.11.13.2.JPG

15 ноября 2014 года руководители фонда посетили греческий монастырь «Малая Галилея», расположенный на горе Елеон, где погребен игумен Серафим (Кузнецов).

Прямая улица, проложенная по гребню Елеонской горы и соединяющая 64-метровую колокольню (Русскую свечу) и 50-метровую башню лютеранской церкви Вознесения при госпитале, носящем имя Августы Виктории, супруги германского Императора Вильгельма II, ведет от русского Вознесенского монастыря к греческому православному монастырю «Viri Galileае» (Мужи Галилейские), иначе именуемому, как и само место, «Малой Галилеей». Название связано с тем, что в евангельские времена здесь существовала гостиница, принимавшая приходивших на праздники в Иерусалим галилеян. Древнее предание говорит, что именно здесь явился апостолам Воскресший Господь, когда «они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» (Лк 24. 42). В память этого события в саду стоит открытая часовня, чуть пониже уровня земли, окруженная решеткой; внутри на невысоком постаменте находится икона, изображающая учеников, окруживших Воскресшего Учителя. На стене - надпись на нескольких языках, повествующая об этом событии. Рядом находятся фрагменты двух столпов, возведенных в древности на месте Вознесения Господня в память двух ангелов, явившихся апостолам тотчас после Вознесения. Эти столпы были перенесены в Малую Галилею, когда вершина горы Вознесения и храм на ней принадлежали мусульманам, не допускавшим туда христиан. Тогда службы совершались в построенном здесь храме в честь Явления Воскресшего Господа мужам галилейским. В настоящее время от него сохранился только престол на колонках с памятным камнем под ним, на котором выложен крест.

15.11.13.4.JPG

Этот участок земли был приобретен в конце XIX века архиепископом Иорданским Епифанием, но по турецким законам того времени, нельзя было строить храмы на территории Палестины без особого разрешения, поэтому, чтобы избежать неприятностей с турецкими властями мудрый епископ попросил у властей разрешение на строительство оливкового завода для переработки масла. Оливковая роща рядом как раз оказалась очень кстати, подтверждая своим внешним видом намерения греческого владыки. Здание стали возводить как бы под оливковый завод, но освятили его под храм. Единственное, не учли при строительстве храма, что растущие вокруг храма сосны принесут зданию своей корневой системой серьезный ущерб. Деревья не удалили вовремя, годы шли, а корневища, которым некуда деваться разрушали здания храма, братского корпуса, гостиницы, патриаршей резиденции. Главный храм монастыря был построен и освящен также стараниями и на средства архиепископа Иорданского Епифания.

15.11.13.3.JPG

В крипте храма устроена усыпальница Иерусалимских Патриархов и видных иерархов, в т. ч. основателя храма и обители архиепископа Иорданского Епифания († 1908), Патриарха Иерусалимского Тимофея (Фемелис) и Патриарха Иерусалимского Венедикта (Пападопулос). Напротив церкви в общей ограде с ней стоит дом, служащий летней резиденцией Иерусалимских Патриархов.

15.11.13.5.JPG

В конце аллеи, ведущей на юг, находится небольшой храм Благовещения. Он стоит на месте, где молилась Пречистая Матерь Божия после Вознесения Сына, и где архангел Гавриил с райской ветвью в руках возвестил Ей о предстоящем Успении. Под престолом находится камень, на котором стояла Богородица. Храм был освящен в 1889 году.

Это и есть тот самый храм, где с 1945 года служил отец Серафим, рядом с которым была его келья. Теперь у алтарной стены находится могила, где отец Серафим был погребен 23 февраля 1959 года архиепископом Фаворским Виссарионом (?-1974) по благословению Патриарха града Иерусалима и всея Палестины Венедикта (Пападопулос; 1892-1980).

15.11.13.9.JPG

На могильной плите высечено: «Русский Священно-Игумен Серафим. Начальник Свято-Серафимовского Скита Пермской епархии. Он привез гроб с телом мученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Иерусалим в 1920 г. 1875–1959 22 фев.». Эта надпись – свидетельство того, как велика перед Русской Православной Церковью заслуга игумена Серафима (Кузнецова) в обретении и сохранении святых мощей преподобномученицы Елисаветы.

Рядом с храмом находится несколько других погребений, на которых можно прочитать «Русские монахини Сергия и Анастасия», встречаются погребения с греческими надписями. Отец Серафим был известен в монархических кругах России своей публицистикой. Являясь автором многочисленных брошюр и книг патриотического содержания, он выступал как убежденный и ревностный сторонник самодержавного строя. Написанная им в годы попытки первого богоборческого переворота работа «Призыв к укреплению Веры, Царя и Отечества» получила высокую оценку Императорской Семьи. Императрица Александра Федоровна лично ознакомилась с ее содержанием и выразила автору свою признательность. Отцу Серафиму довелось стать участником двух всероссийских съездов «Союза русского народа», проходивших в Москве в апреле 1907 года и ноябре 1911 года. 8 декабря 1910 года состоялась незабываемая встреча отца Серафима с Государем Императором Николаем Александровичем и Наследником Цесаревичем Алексеем Николаевичем. Во время высочайшей аудиенции отец Серафим возложил на Наследника Цесаревича серебряный крест на цепочке с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, св. вмч. Георгия и частицей Животворящего Древа Креста Господня. В дар Государю отец Серафим преподнес десять книг своих печатных трудов. В 1912 году отец Серафим осуществил в Белогорским монастыре издание религиозно-патриотического журнала «Голос долга». Эта инициатива получила поддержку Императорского Дома и Иерусалимского патриарха Дамиана. Весной того же года издатель был удостоен Высочайшей благодарности и возведен в сан игумена.

15.11.13.8.jpg

Отец Серафим (Кузнецов) встал на путь монашеской жизни в 1897 году в возрасте 21 года, поступив послушником в Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь. Здесь он нес послушание в монастырской канцелярии, трудился в приюте для мальчиков-сирот. В 1903 году инок Георгий был пострижен в мантию под именем Серафим. В том же году недалеко от Белой Горы отец Серафим основал Серафимо-Алексеевский скит и стал его настоятелем. Ведя суровый аскетический образ жизни, он глубоко погрузился в изучение традиций монашеской жизни. В 1908 году иеромонах Серафим совершил паломничество на православный Восток, побывал в Иерусалиме и на Афоне, где встречался с патриархом Константинопольским Иоакимом III и настоятелями многих афонских монастырей. Плодом его кропотливой исследовательской работы стали три тома изданных им уставов образцовых монастырей и скитов православного Востока и России. Как видный представитель иночества Пермской епархии, отец Серафим принял участие в первом Всероссийском съезде монашествующих, состоявшемся в 1909 году в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.

Дружественные связи отца Серафима с Марфо-Мариинской обителью милосердия и ее настоятельницей, несомненно, повлияли на выбор маршрута Августейшего паломничества к святыням Пермской и Екатеринбургской епархий, которое совершила Великая Княгиня Елисавета Феодоровна 10–20 июля 1914 года. Чрезвычайно подробную хронику этой паломнической поездки игумен Серафим опубликовал на страницах журнала «Голос долга». Благодаря стараниям пермского игумена мы имеем возможность с точностью до мелочей воспроизвести детали этой поездки, состав ее участников, маршрут путешествия.

Во время войны игумен Серафим находился на фронте, изредка отлучаясь в Пермскую губернию и в Москву. Известны два его приезда в древнюю столицу: в начале августа 1915 года и к Рождеству Христову 1916 года. Останавливаясь в Марфо-Мариинской обители, он неоднократно и подолгу беседовал с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Во время одной из таких бесед (6 августа 1915 года) она говорила, что «Государь войны не желал, война вспыхнула вопреки его воле, как вспыхивает пожар вопреки воле хозяина дома».

Последняя встреча игумена Серафима с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной произошла весной 1917 года, после большевистского переворота. Он уговаривал ее поехать с ним в Алапаевск, где, говорил о. Серафим, у него «есть хорошие люди в старообрядческих скитах, и они сумеют сохранить её высочество». Великая княгиня отказалась, но прибавила: «Если меня убьют, то, прошу вас, похороните меня по-христиански».

После освобождения Перми и Екатеринбурга адмирала А.В.Колчака было открыто дело об убийстве Царской Семьи и членов Дома Романовых. 8 октября 1918 года из заброшенной шахты Нижняя Селимская извлекли тело Ф.М.Ремеза; 9 октября – инокини Варвары и князя В.П.Палея; 10 октября – Князей Императорской крови Константина Константиновича и Игоря Константиновича, Великого Князя Сергея Михайловича; 11 октября – Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Князя Императорской крови Иоанна Константиновича. Пальцы правой руки преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, а также Князя Иоанна Константиновича были сложены для крестного знамения.

По данным следственной комиссии правительства А.В.Колчака, из 400 насельников Белогорской обители летом–осенью 1918 года было арестовано большевиками 170 человек. В первых числах октября, накануне взятия Перми сибирскими войсками, большевики расстреляли, искололи штыками, утопили в Каме более 20 иноков этого монастыря, в том числе его настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплева). Зверски были убиты 9 монахов и послушников Серафимо-Алексеевского скита.

В октябре 1918 года игумен Серафим с монахами скита вместе с колчаковскими войсками оказался в Екатеринбурге, где в то время начала работу комиссия (генерал М.К.Дитерихс, Н.А.Соколов и А.П.Куликов) по расследованию екатеринбургского, пермского и алапаевского убийств.

После осмотра алапаевские мученики были обмыты и одеты в убогие белые саваны. Простые деревянные гробы поставили в кладбищенскую церковь, где духовенство постоянно совершало панихиды. 18 октября при огромном стечении народа была отслужена всенощная. На следующее утро с пением «Святый Боже» гробы понесли в Свято-Троицкий собор г. Алапаевска, где была отслужена заупокойная литургия и совершено отпевание. В июне 1919 года к Екатеринбургу и Алапаевску вновь подступили красные, промыслительно встал вопрос о вывозе останков убиенных. Генерал М.К.Дитерихс, доверявший игумену Серафиму, способствовал получению им от Верховного правителя адмирала А.В.Колчака разрешения на перевозку гробов. Вместе с о. Серафимом в эвакуации останков приняли участие два послушника Серафимо-Алексеевского скита – Максим Григорьевич Канунников и Серафим Димитриевич Гневашев.

1/14 июля 1919 года, погрузившись в товарный вагон, скитники отправились из Алапаевска в сторону Сибири. Инокиня Серафима (Путятина), урожденная княжна Кудашева, записала со слов игумена Серафима: «Вагон его передвигался вместе с фронтом: проедет вперед вёрст двадцать пять, а потом откатится верст на пятнадцать и т. д. Благодаря пропуску... его постоянно отцепляли и прицепляли к разным поездам, в общем содействуя его продвижению к конечной цели. Путешествие продлилось три недели, и невозможно представить себе, что пережили за это время о. Серафим и его два спутника, провожавшие свой страшный груз. Из щелей пяти гробов постоянно сочилась жидкость, распространявшая ужасный смрад. Поезд часто останавливался среди поля, тогда они собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость же, вытекавшая из гроба Великой Княгини, благоухала, и они бережно собирали ее как святыню в бутылочки». Много позже о. Серафим рассказывал игуменьи Гефсиманской обители в Иерусалиме матушке Варваре, что во время всего пути Великая Княгиня Елисавета Феодоровна не раз являлась и направляла его.

3 апреля 1920 года гробы с телами алапаевских мучеников прибыли в Пекин, где были временно помещены в один из склепов на кладбище Духовной миссии. Для постоянного погребения было решено соорудить подобающий склеп в храме преп. Серафима.

Огромной заслугой игумена Серафима является его неутомимая и самоотверженная писательская деятельность, которую он продолжал вести в эти трудные годы. В том же 1920 году в Пекине, в типографии Русской Духовной миссии, вышли три книги игумена Серафима: «Православный Царь-Мученик», «Мученики христианского долга» и «Венок на могилу доброго пастыря: Памяти протоиерея Павла Фигуровского».

4/17 ноября 1920 года, благодаря хлопотам принцессы Виктории, гробы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары были отправлены из Пекина в Тянь-Тзинь, откуда 18 ноября пароходом – в Шанхай. После прибытия 8/21 ноября в Шанхай 2/15 декабря их отправили морем дальше.

Прибывшие в Иерусалим 15/28 января 1921 года тела преподобномучениц торжественно встретили русское и греческое духовенство, английские власти, местные жители и представители многочисленной русской колонии. Погребение 15/30 января совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении многочисленного сонма духовенства. Местом упокоения была избрана крипта русской церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании, с тех пор называемая русскими «Царской». В ногах ее гроба поставили шкатулку, всюду сопровождавшую преподобномученицу. В ней находился оторванный взрывом палец Великого Князя Сергия Александровича и прядь волос Царственного мученика Наследника Цесаревича Алексия Николаевича.

Всю оставшуюся жизнь игумен Серафим провел на Святой Земле. Иерусалимский Патриарх Дамиан взял его под свое покровительство и благословил построить на территории своей резиденции небольшую келью. После смерти Патриарха отец Серафим оставил о нем свои благодарные воспоминания в книге «Светлой памяти Дамиана, Патриарха Иерусалимского» (Варшава, 1932).

В 1945 году состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Палестину. Среди эмигрировавшего духовенства возникло движение за воссоединение с Московской патриархией, которое возглавил игумен Серафим (Кузнецов). В результате в его жизни произошли неблагоприятные перемены: «…Он был лишен возможности поклониться гробу той, которой он с таким самоотвержением и великим трудом отдал последний долг».

Остаток дней своих игумен Серафим был вынужден провести в монастыре Святых Апостолов в Малой Галилее.

Игумен Серафим (Кузнецов) скончался от болезни 22 февраля/7 марта 1959 года. Погребение русского инока, по благословению Патриарха Иерусалимского Венедикта, совершил 23 февраля/8 марта архиепископ Фаворский Виссарион в сослужении с местным духовенством.

15.11.13.7.JPG

От имени всего Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Васкман возложили цветы на могилу игумена Серафима (Кузнецова) и помолились о его упокоении, пропев у могилы «Вечная память». Могила была тщательно зафиксирована и фотографирована, были сделаны фотографии всей прилегающей территории, территории монастыря, крест и могильный камень осмотрены и подробно описаны.

Возврат к списку

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика