Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

Русский Спасо-Вознесенский монастырь

17 Ноября 2013
Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь, этот кусочек Русской Палестины, появился на месте Вознесения Иисуса Христа благодаря стараниям начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества. На территории монастыря находится место где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения, а также место первого и второго обретения главы Иоанна Крестителя. Территория монастыря сложилась из 11 участков, купленных в разное время. Архимандрит Антонин посадил на них рощи и аллеи из кипарисов и маслин, разбил парки, превратив пустынную землю в прекрасный сад. При посадке деревьев были обнаружены первые мозаики и гробницы, после чего в конце мая 1871 года начались археологические работы. В результате раскопок на участке были обнаружены погребальные пещеры, бюст Ирода Великого, различная утварь, а также мозаичные полы церквей византийского времени, датированные VI-VII веками. Мозаичные полы сейчас можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме. Также был обнаружен камень, на котором, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения Иисуса Христа.

Елеонская гора, представляющая особый интерес для любого историка и церковного археолога, всегда находилась в сфере внимания отца Антонина. Во времена святой равноапостольной Царицы Елены, Императрицы Евдокии и Императора Юстиниана на Елеоне было построено множество богатых базилик и монастырей, как греческих, так и армянских. Интересен был обычай того времени строить церкви на Елеоне без куполов, символизирующих разверстое небо перед Вознесением Спасителя.

17.11.13.8.jpg

По возвращению на Святую Землю после русско-турецкой войны отец Антонин начинает строительство, преодолевая трудности в получении различных разрешений, фирманов, обходе турецких законов, в задабривании турецких чиновников. Интересна запись о. Антонина, датируемая четвергом 13 марта 1881 года: «За окном шум непогодный. 12 часов (ночи). Черчение будущего иконостаса Елеонского, целомраморного, длившееся часа до третьего». 30 марта отец Антонин с глубоким удовлетворением отмечает: «Едем на Иордан. Зрелище русской церкви, завершенной куполом. У стен монастыря полдень. Приют. Сейчас же к церкви. Вышло хорошенькое зданьице изнутри. Восход на купол». Непосредственными исполнителями его архитектурных идей стали мастера-итальянцы, заменившие ему, как писал в одном из писем Антонин, «… всякого архитектора: Антонио Лангодорки и Джан-Батисто Бизелли. Первый строил мне мою ненаглядную колокольню, вторым выстроена прекрасная церковь - моя маленькая «Святая София» с куполом в 24 окна, только его смелости обязанная своим бытием».

17.11.13.10.jpg

Храм с еще неустановленным крестом вынужден был простоять еще пять лет, в виду неполучения султанского фирмана, задержек и бюрократических препятствий. Его торжественное освящение состоялось 7 июня 1886 года на праздник Вознесения Господня. В южном крыле храма в отдельных мраморных киотах с золочеными колонками - привезенные из России чудотворные иконы Елеонская Скоропослушница и Взыскание погибших, а также мощевики с частичками мощей многих святых.

17.11.13.1.JPG

Параллельно с храмом шло строительство колокольни, чертеж которой рисовал сам отец Антонин. Она получила впоследствии название «Русская свеча». Высота колокольни составила 64 метра, а по своей архитектуре она в точности напоминает средневековые итальянские кампанилы. Целым событием для Иерусалима стало прибытие Елеонского колокола. Он был заказан благочестивым поклонником Святых мест Соликамским купцом Александром Рязанцевым. До этого он уже пожертвовал в разное время несколько тысяч рублей для Елеонских нужд отца Антонина. И его завершающим вкладом в дело строительства будущего русского монастыря был заказанный в Москве роскошный колокол в 308 пудов с замечательным орнаментом горельефов и надписей.

Русский участок на Елеоне с Вознесенским храмом стал привлекать к себе множество паломников и архимандриту Антонину пришла в голову мысль построить на этом участке несколько странноприимных построек в виде отдельного корпуса из шести комнат и других сооружений.

24 марта 1894 года в канун Благовещения палестинский подвижник архимандрит Антонин отошел ко Господу. Об этом печальном событии возвестил колокол на Елеоне. Его могила находится в северном крыле Вознесенского храма. Отец архимандрит завещал похоронить его в храме на Елеонской горе с правой стороны. При копании могилы оказалось, что скала на том месте препятствует этому и поэтому могилу его устроили в левой части храма.

17.11.13.2.JPG

После периода служения отца Антонина наиболее усердные труды по благоукрашению Елеонской обители были продолжены игуменом Парфением (Нарциссовым) и новым начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым). Производились новые постройки, реставрировались старые. Уже в 1905 году на Елеоне существовала женская монашеская Община, и ее первое собрание было совершено 12 августа (по ст. стилю) в день рождения архимандрита Антонина (Капустина). Официально Святейший Синод Русской Православной Церкви учредил на Елеоне женскую Общину в ответ на просьбу архимандрита Леонида в 1906 году. В указе Св. Синода от 2 декабря 1906 года за № 13420 говорилось, что женское общежитие на Елеоне признается общиной, и на нее распространяются правила, утвержденные для Горненской общины в 1898 году. Кроме того, предлагалось архимандриту Леониду прежде объявления указа об учреждении общины испросить на это благословение Иерусалимского Патриарха.

Первая Мировая война, разразившаяся в 1914 году, внесла свои коррективы в дело русского духовного присутствия на Святой Земле. Тысячи паломников вынуждены были вернуться в Россию. Члены Русской Духовной Миссии и насельницы Горненского монастыря отбыли в Египет в Александрию. Сестры Елеонской общины были выселены турецкими властями, занявшими все русские постройки в том числе на Елеоне и расквартировавшие там своих солдат. Жизнь общины временно прекратилась.

В 1924 году Елеонская община по ходатайству митрополита Антония (Храповицкого), с благословения патриарха Иерусалимского Дамиана стала именоваться монастырем. С тех пор и по сей день монастырский участок вместе с гостиницей, двумя кладбищами, масличной и сосновой рощами, занимающий площадь 54000 квадратных метра и обнесенный каменной оградой общей протяженностью более полутора километров в окружности находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

В 1951 году во главе Елеонского Вознесенского монастыря встала игуменья Тамара (в миру Княжна Императорской Крови Татьяна Константиновна). Она была старшей дочерью Великого Князя Константина Константиновича (1858-1915 гг.) и Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны - урожденной Елизаветы Августы Марии Агнесы, принцессы Саксен-Альтенбургской, герцогини Саксонской (1865-1927 гг.).

17.11.13.9.jpg

Княжна Татьяна родилась 11/23 января 1890 года в Санкт-Петербурге. После рождения и крещения дочери ее отец пожертвовал дорогую лампаду для образа святой мученицы Татьяны на фасаде Московского университета. Великий Князь Константин Константинович был начальником Главного Управления военно-учебных заведений, президентом Императорской Академии Наук, генералом от инфантерии, известным духовным поэтом под криптонимом «К.Р.». Он был известен среди современников как человек глубокого религиозного чувства, поэтому и в его духовной поэзии запечатлены отличительные свойства его благородной души - доброта и смирение. Сохранились воспоминания о том, что Великий Князь серьезно подумывал о монашестве и даже желал посвятить ему себя... Пройдут десятилетия, и уже в далекой Швейцарии несбывшиеся помыслы отца осуществит его дочь Татьяна. Приняв монашество, она воплотит тем самым в своей судьбе то, что когда-то замышлял о себе Великий Князь Константин Константинович.

В 1946 году в Женеве она постриглась в монахини с именем Тамара - в память о ее любимой грузинской царице Тамаре. Матушка Тамара возглавила монашескую жизнь на Елеоне в день церковного новолетия, 14 сентября 1951года. Начальник Русской духовной Миссии РПЦЗ, архимандрит Дмитрий Биакай (1908-1985 гг.), ставший для матушки «духовным отцом, руководителем и поддержкой», в присутствии 127 сестер произнес «проникновенное слово новой настоятельнице».

17.11.13.7.jpg

На долю матушки Тамары выпало трудное время. В 50-е годы Елеонский Вознесенский монастырь был самым большим женским монастырем в русском Зарубежье: в нем подвизалось около 120 монахинь, причем, подавляющее большинство было преклонного возраста. После образования в 1948 году государства Израиль и первой арабо-израильской войны 1948 года повсюду царил хозяйственный кризис.

На Елеоне славились ее иконописная и златошвейная мастерская, принимавшая заказы по изготовлению митр, облачений, плащаницы, воздухов и покровцов, хоругвей и других предметов церковного обихода. Благодаря широким контактам с миром, где ее ценили и уважали, и добрым отношениям с Иерусалимской Патриархией, где православные греки с ней считались уже только потому, что она приходилась племянницей греческой Королевы Ольги (1851-1926 гг.), матушка Тамара упрочила в Иерусалиме положение не только Елеонской обители, но и размещавшейся в ней Русской Духовной Миссии, представлявшей в Палестине интересы Русской Зарубежной Церкви.

В начале 60-х годов игуменья Тамара начинала работу над воспоминаниями о своем отце - «Отрывки из семейных воспоминаний», приуроченные к столетию его рождения. Игуменья Тамара любила вспоминать, как с юношеских лет она любила монашество, как часто посещала монастыри и присутствовала на духовных торжествах. При игуменье Тамаре 11 июня 1958 года торжественно отпраздновали 100-летний юбилей Русской Духовной Миссии, на котором присутствовало много почетных гостей, в том числе личный представитель короля Иордании и английский посол в Иордании.

В 1975 году игуменья Тамара ввиду тяжелых болезней ушла на покой. Матушку Тамару соборовали и ежедневно причащали. Ее состояние резко ухудшилось в самый канун празднования Успения Божией Матери. Сестры провели всю ночь в храме, где тихо читали Псалтирь. 28 августа на празднике в монастыре присутствовал архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний (Медведев). Когда ослабевшую от болезни матушку Тамару причащали в этот день, все окружающие заметили, что силы уже покидают ее и вот-вот она угаснет. Последний вздох матери застал и срочно прилетевший из Нью-Йорка сын - Теймураз Константинович.
 
29 августа 1975 года состоялось отпевание отошедшей ко Господу игуменьи Тамары. Похоронили матушку Тамару за алтарем храма. Она оставила светлую память о своей благородной душе. Игуменья Тамара была почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Рядом с могилой игуменьи Тамары находится погребение и ее духовного отца архимандрита Димитрия (Биакая).

17.11.13.3.JPG

17.11.13.4.JPG

Отец Димитрий родился 18 февраля 1908 года в Киеве. Его мать - украинка, а отец был татарином, служившим офицером в царской армии. Высшего богословского образования не имел, но обладал обширными знаниями в области истории Церкви и религии. В 24-летнем возрасте пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре с именем в честь святителя Димитрия Ростовского.

В послевоенные годы он служил настоятелем храма свт. Николая Чудотворца в Германии в городе Штутгарте. Из Германии он прибыл на Святую Землю в Иерусалим, где после архимандрита Антония (Сенкевича) 41-летний отец Димитрий сначала выполнял функции заместителя, а позже и сам возглавил Русскую Духовную Миссию в юрисдикции РПЦЗ. По воспоминаниям архиепископа Серафима (Иванова), архимандрит Димитрий принял Миссию «в очень печальном состоянии. Источников для ее существования почти никаких уже не было, ибо все, что приносило доход, осталось в Израиле».
 

Уже после своего назначения в должность начальника Миссии отец Димитрий, вероятно, к Рождественским праздникам 1952 года переселился на Елеон, где тогда жили и другие члены Миссии, изгнанные из основного здания возле Троицкого собора в Иерусалиме. Елеонский Вознесенский монастырь, располагавший после войны свободными помещениями и келиями, официально стал местопребыванием архимандрита Дмитрия (Биакая) и возглавляемой им штаб-квартиры Миссии. Он получил рабочий кабинет и келью в Доме Начальника Русской Духовной Миссии, называемом сестрами «Архимандричьим домом» и находившемся в глубине монастырской территории.

Скончался он 21 августа 1985 года на Елеонской горе. Могила его находится в нескольких метрах от алтаря главного храма русского Вознесенского женского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме.

17.11.13.5.JPG

Деятельность фонда «Возрождение культурного наследия» в рамках реализации программы «Возвращение памяти» начала свою работу в 2012 году. Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Работа продвигается успешно, хотя и требует тщательной работы в архивах, библиотеках, тесной связи с местными краеведами.

На сегодняшний день выявлено, обследовано, описано 61 погребение действительных членов Императорского Православного Палестинского Общества. Все эти погребения фонд уже включил в свою базу данных, которая предусматривает составление карточки на каждое погребение с описанием надгробной плиты, самой могилы, креста, фотографий, и подробной географической и фотографической привязки на местности. Также в рамках этой программы фонд намерен способствовать реставрации надгробных памятников, установлению памятных досок и привлечения внимания общественности к сохранению этих могил. Исследования мест захоронений погребенных членов Общества были проведены на территории России, Украины и Сербии, Израиля.

В период с 14 по 23 ноября 2013 года руководители фонда «Возрождение культурного наследия», действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин (заместитель председателя Московского областного регионального отделения, член Совета отделения) и Семен Яковлевич Ваксман (член Совета Московского областного регионального отделения) находились в историко-краеведческой экспедиции на территории государства Израиль.

Работа в основном была сосредоточена на территории святого града Иерусалима, где погребено несколько выдающихся членов Императорского Православного Палестинского Общества, а также где расположено много уникальных русских построек, как религиозного, так паломнического и хозяйственного назначения. Бесспорно, просто уникальными комплексами являются Сергиевское и Александровское подворья ИППО, здание Русской Духовной Миссии, Свято-Троицкий собор, Русский Спасо-Вознесенский монастырь на вершине горы Елеон храм святой Марии Магдалины в Гефсимании (Гефсиманский женский монастырь). Целью этой экспедиции было исследование всех русских монастырей, храмов и подворий, посещение всех кладбищ и отдельных захоронений для включения в электронную базу данных фонда. В рамках экспедиции особое внимание было направлено на захоронения игумена Серафима (Кузнецова), архимандрита Антонина (Капустина), архимандрита Димитрия (Биакая) и игуменьи Тамары (в миру Княжны Императорской крови Татьяны Константиновны).

17.11.13.6.JPG

От имени всего Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Васкман возложили цветы на могилу архимандрита Антонина (Капустина), игуменьи Тамары (Романовой) и архимандрита Димитрия (Биакая). Могилы была тщательно зафиксированы и фотографированы, были сделаны фотографии всей прилегающей территории, территории монастыря, храма, кресты и могильные камни осмотрены и подробно описаны.

Возврат к списку


Материалы по теме:

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика