Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

Посещение Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеоне

29 Ноября 2014

Руководители фонда «Возрождение культурного наследия», члены Московского областного регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества и прихожане подмосковного Николо-Берлюковского мужского монастыря Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета отделения) и Семен Яковлевич Ваксман посетили Спасо-Вознесенский женский монастырь в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах», успешно осуществляемой фондом на протяжении пяти лет.


29.11.14.2.JPG 29.11.14.7.JPG                                    


Большую помощь в осуществлении этой программы оказывает Нижегородское отделение ИППО и лично заместитель председателя, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин). Также активно принимает участие в этой работе и духовник фонда, член Совета Московского областного регионального отделения ИППО, настоятель Николо-Берлюковского мужского монастыря Московской епархии игумен Евмений (Лагутин).


Программа «Возвращение памяти: история ИППО в регионах» была разработана фондом «Возрождение культурного наследия». Целью этой программы является сбор информации обо всех членах региональных отделов Императорского Православного Палестинского Общества, поиск фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры.


Жизнь нашего общества стремительно движется вперед, буквально на глазах меняются города, села, деревни, кладбища, реставрируются монастыри, храмы и прилегающая к ним территория.


После богоборческого переворота 1917 года началось планомерное и активное уничтожение не только монастырей и храмов, но и некрополей. На месте кладбищ устраивали танцплощадки, строили клубы, стадионы. Делалось это целенаправленно, чтобы уничтожить память о былой жизни общества, разрушить преемственность с прошлой жизнью. Как правило, надгробные камни употреблялись при строительстве новых зданий как строительный материал. Но и сейчас в наши дни, жизнь движется настолько быстро, что во многих городах происходит гибель памятников архитектуры при пожарах, при беспечности местных властей, и по иным обстоятельствам. Гибнут и кладбища. Это происходит практически ежедневно, надгробные камни, никем не охраняемые, расхищаются, гибнут от времени и подвергаются уничтожению от «современных вандалов». К большому сожалению уже очень многое безвозвратно потеряно. Это подвигло фонд начать активную работу по составлению описания того, что еще уцелело.


Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Вадимович Степашин несколько раз в своих выступлениях высоко оценивал важность программы и благодарил инициаторов А.Н.Панина, С.Я.Ваксмана, архимандрита Тихона и игумена Евмения за их труды на этом поприще.


На протяжении нескольких лет Московское областное, Иерусалимское и Нижегородское отделение ИППО проводят совместную успешную работу, приоритетом которой является большая научная, архивная, изыскательская и краеведческая деятельность.


Так работа по программе «Возвращение памяти: история ИППО в регионах» помогла установить и зафиксировать 72 погребения членов Общества на территории России, Украины, Сербии, Белоруссии, Молдавии, Израиля и Франции.


Тесное сотрудничество Московского областного, Нижегородского и Иерусалимского отделений уже принесло свои многочисленные плоды, но активная работа будет продолжена и усилена.


Целью визита членов Московского областного регионального отделения в Спасо-Вознесенский женский монастырь было осмотреть все русские постройки, вознести свои молитвы у могилы выдающегося деятеля ИППО на Святой Земле архимандрита Антонина (Капустина), а также обсудить возможность и перспективы издательской деятельности.


Членов Московского областного регионального отделения Александра Николаевича Панина и Семена Яковлевича Ваксмана по территории Спасо-Вознесенского женского монастыря сопровождал председатель Иерусалимского отделения ИППО Павел Викторович Платонов.


                                     29.11.14.14.JPG


Павел Викторович Платонов провел подробную экскурсию по территории обители, рассказал историю ее возникновения, которая навеки связана с именем легендарного собирателя Русской Палестины - начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества архимандрита Антонина (Капустина), а также с игуменьей Тамарой, в миру княжной Татьяной, дочерью почетного члена ИППО Великого князя Константина Константиновича.


Во время экскурсии по обители П.В.Платонов, А.Н.Панин и С.Я.Ваксман передали для матушки настоятельницы Моисеи (Бубновой), а также для библиотеки монастыря новые книги и альбомы: «Паломничества Ее Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны по святым местам», «Преосвященный Алексий (Опоцкий) – пастырь, педагог, проповедник» и первый том альбома «Его Императорское Высочество Великий князь Сергей Александрович».


В Вознесенском соборе члены ИППО вознесли свои молитвы у могилы почетного члена Общества архимандрита Антонина (Капустина), а также помолись у всех святынь обители. 


29.11.14.4.JPG


29.11.14.6.JPG 29.11.14.5.JPG


29.11.14.8.JPG 29.11.14.9.JPG


Напротив алтаря собора П.В.Патонов, А.Н.Панин и С.Я.Ваксман трижды пропели «Вечная память» на кладбище обители и особо помолись у могилы игуменьи Тамары (в миру Княжны Императорской Крови Романовой). 


29.11.14.3.JPG


Могилы были тщательно зафиксированы и фотографированы, были сделаны фотографии всей прилегающей территории, территории всего монастыря, Вознесенского собора кресты и могильные камни членов ИППО осмотрены и подробно описаны.


Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь, этот кусочек Русской Палестины, появился на месте Вознесения Иисуса Христа благодаря стараниям начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества.


На территории монастыря находится место где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения, а также место первого и второго обретения главы Иоанна Крестителя. Территория монастыря сложилась из 11 участков, купленных в разное время. Архимандрит Антонин посадил на них рощи и аллеи из кипарисов и маслин, разбил парки, превратив пустынную землю в прекрасный сад.


При посадке деревьев были обнаружены первые мозаики и гробницы, после чего в конце мая 1871 года начались археологические работы. В результате раскопок на участке были обнаружены погребальные пещеры, бюст Ирода Великого, различная утварь, а также мозаичные полы церквей византийского времени, датированные VI-VII веками. Мозаичные полы сейчас можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме. Также был обнаружен камень, на котором, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения Иисуса Христа.


Елеонская гора, представляющая особый интерес для любого историка и церковного археолога, всегда находилась в сфере внимания отца Антонина. Во времена святой равноапостольной Царицы Елены, Императрицы Евдокии и Императора Юстиниана на Елеоне было построено множество богатых базилик и монастырей, как греческих, так и армянских. Интересен был обычай того времени строить церкви на Елеоне без куполов, символизирующих разверстое небо перед Вознесением Спасителя.


По возвращении на Святую Землю после русско-турецкой войны отец Антонин начинает большое строительство, преодолевая трудности в получении различных разрешений, фирманов, обходе турецких законов, в задабривании турецких чиновников. Непосредственными исполнителями его архитектурных идей стали мастера-итальянцы, заменившие ему, как писал в одном из писем Антонин, «… всякого архитектора: Антонио Лангодорки и Джан-Батисто Бизелли. Первый строил мне мою ненаглядную колокольню, вторым выстроена прекрасная церковь - моя маленькая «Святая София» с куполом в 24 окна, только его смелости обязанная своим бытием».


Вознесенский собор с еще неустановленным крестом вынужден был простоять еще пять лет, в виду неполучения султанского фирмана, задержек и бюрократических препятствий. Его торжественное освящение состоялось 7 июня 1886 года на праздник Вознесения Господня. В южном крыле храма в отдельных мраморных киотах с золочеными колонками - привезенные из России чудотворные иконы Елеонская «Скоропослушница» и «Взыскание погибших», а также мощевики с частичками мощей многих святых.


29.11.14.12.jpg


Параллельно с храмом шло строительство колокольни, чертеж которой рисовал сам отец Антонин. Она получила впоследствии название «Русская свеча». Высота колокольни составила 64 метра, а по своей архитектуре она в точности напоминает средневековые итальянские кампанилы.


Целым событием для Иерусалима стало прибытие Елеонского колокола. Он был заказан благочестивым поклонником Святых мест Соликамским купцом Александром Васильевичем Рязанцевым, членом Императорского Православного Палестинского Общества. До этого он уже пожертвовал в разное время несколько тысяч рублей для Елеонских нужд отца Антонина. И его завершающим вкладом в дело строительства будущего русского монастыря был заказанный в Москве роскошный колокол в 308 пудов с замечательным орнаментом горельефов и надписей.


Русский участок на Елеоне с Вознесенским собором всегда привлекал к себе множество паломников, и служил сосредоточением русского присутствия в Иерусалиме.


24 марта 1894 года в канун Благовещения палестинский подвижник архимандрит Антонин отошел ко Господу. Об этом печальном событии возвестил колокол на Елеоне.


Его могила находится в северном крыле Вознесенского собора. Отец архимандрит завещал похоронить его в храме на Елеонской горе с правой стороны, но при копании могилы оказалось, что скала на том месте препятствует этому и поэтому могилу его устроили в левой части храма.


После периода служения отца Антонина наиболее усердные труды по благоукрашению Елеонской обители были продолжены игуменом Парфением (Нарциссовым) и новым начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым).


Производились новые постройки, реставрировались старые. Уже в 1905 году на Елеоне существовала женская монашеская Община, и ее первое собрание было совершено 12 августа (по ст. стилю) в день рождения архимандрита Антонина (Капустина).


Официально Святейший Синод Русской Православной Церкви учредил на Елеоне женскую Общину в ответ на просьбу архимандрита Леонида в 1906 году. В указе Св. Синода от 2 декабря 1906 года за № 13420 говорилось, что женское общежитие на Елеоне признается общиной, и на нее распространяются правила, утвержденные для Горненской общины в 1898 году. Кроме того, предлагалось архимандриту Леониду прежде объявления указа об учреждении общины испросить на это благословение Иерусалимского Патриарха.


Первая Мировая война, разразившаяся в 1914 году, внесла свои коррективы в дело русского духовного присутствия на Святой Земле. Тысячи паломников вынуждены были вернуться в Россию. Члены Русской Духовной Миссии и насельницы Горненского монастыря отбыли в Египет в Александрию. Сестры Елеонской общины были выселены турецкими властями, занявшими все русские постройки, в том числе на Елеоне и расквартировавшие там своих солдат. Жизнь общины временно прекратилась.


В 1924 году Елеонская община по ходатайству митрополита Антония (Храповицкого), с благословения патриарха Иерусалимского Дамиана стала именоваться монастырем. С тех пор и по сей день монастырский участок вместе с гостиницей, двумя кладбищами, масличной и сосновой рощами, занимающий площадь 54000 квадратных метра и обнесенный каменной оградой общей протяженностью более полутора километров в окружности находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.


В 1951 году во главе Елеонского Вознесенского монастыря встала игуменья Тамара (в миру Княжна Императорской Крови Татьяна Константиновна). Она была старшей дочерью Великого князя Константина Константиновича (1858-1915 гг.) и Великой княгини Елизаветы Маврикиевны - урожденной Елизаветы Августы Марии Агнесы, принцессы Саксен-Альтенбургской, герцогини Саксонской (1865-1927 гг.).


В 1946 году в Женеве она постриглась в монахини с именем Тамара - в память о ее любимой грузинской царице Тамаре. Матушка Тамара возглавила монашескую жизнь на Елеоне в день церковного новолетия, 14 сентября 1951года.


На долю матушки Тамары выпало трудное время. В 50-е годы Елеонский Вознесенский монастырь был самым большим женским монастырем в русском Зарубежье: в нем подвизалось около 120 монахинь, причем, подавляющее большинство было преклонного возраста. После образования в 1948 году государства Израиль и первой арабо-израильской войны 1948 года повсюду царил хозяйственный кризис.


На Елеоне славились ее иконописная и златошвейная мастерские, принимавшие заказы по изготовлению митр, облачений, плащаницы, воздухов и покровцов, хоругвей и других предметов церковного обихода.


Благодаря широким контактам с миром, где ее ценили и уважали, и добрым отношениям с Иерусалимской Патриархией, где православные греки с ней считались уже только потому, что она приходилась племянницей греческой Королевы Ольги (1851-1926 гг.), матушка Тамара упрочила в Иерусалиме положение не только Елеонской обители, но и размещавшейся в ней Русской Духовной Миссии, представлявшей в Палестине интересы Русской Зарубежной Церкви.


Игуменья Тамара любила вспоминать, как с юношеских лет она любила монашество, как часто посещала монастыри и присутствовала на духовных торжествах.


При игуменье Тамаре 11 июня 1958 года торжественно отпраздновали 100-летний юбилей Русской Духовной Миссии, на котором присутствовало много почетных гостей, в том числе личный представитель короля Иордании и английский посол в Иордании.


В 1975 году игуменья Тамара ввиду тяжелых болезней ушла на покой. Матушку Тамару соборовали и ежедневно причащали.


29 августа 1975 года состоялось отпевание отошедшей ко Господу игуменьи Тамары. Похоронили матушку Тамару за алтарем храма. Она оставила светлую память о своей благородной душе. 


                                     29.11.14.11.JPG


29.11.14.10.JPG


В завершение экскурсии в Спасо-Вознесенском женском монастыре Павел Викторович Платонов, Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Ваксман провели переговоры об усилении совместной работы в 2015-2016 годах.


Так приоритетным направлением будет совместная работа в двух изданиях «Иерусалимский вестник» и журнал «Нижегородская Старина», проведение на территории Российского музейно-паркового комплекса в городе Иерихоне фотовыставок из коллекции фонда «Возрождение культурного наследия», показы документальных фильмов фонда «Образ богомольца», «Елисавета и Сергей», «Памяти Великого князя Сергея Александровича».


Также в планах подготовить и издать книги и альбомы по истории русской Палестины, на основе статей Павла Викторовича Платонова, а также книги о жизни и трудах выдающихся деятелей ИППО на Святой Земле архимандрита Антонина (Капустина) и архимандрита Вениамина (Лукьянова), а также игуменьи Тамары (Романовой) и игумена Серафима (Кузнецова).

.


Возврат к списку


Материалы по теме:

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика