Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

На могиле Б.А.Тураева

30 Июля 2015

Председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель председателя Московского областного отделения ИППО и член Союза краеведов России Александр Николаевич Панин в рамках программы «Возрождение памяти: история ИППО в регионах» посетил Никольское кладбище Александро-Невской Лавры в городе Санкт-Петербурге.


30.7.15.1.JPG


Целью программы является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры.


На сегодняшний день в базе фонда находится 118 мест погребений членов Императорского Православного Палестинского Общества.


Работа благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» на территории Никольского кладбища Александро-Невской Лавры проводится с 2012 года.


За это время руководители фонда А.Н.Панин и С.Я.Ваксман в тесном сотрудничестве с дирекцией кладбища (всю ритуальную деятельность на Никольском кладбище осуществляет ООО «Оникс»), а также с известным Санкт-Петербургским краеведом, некрополистом, членом Санкт-Петербургского отделения РОКК Татьяной Иннокентиевной Ганф исследовали, зафиксировали и подробно описали 14 погребений членов ИППО.


В картотеку фонда включены погребения: В.Н.Хитрово, И.Е.Троицкого, В.В.Болотова, А.А.Дмитриевского, Н.М.Аничкова, П.И.Остроумова, митрополита Антония (Вадковского), епископа Анастасия (Александрова), архиепископа Николая (Зиорова), архиепископа Иннокентия (Беляева), протоиереев Арсения Двукраева, Василия Жмакина, Петра Соловьева.


Фонд поставил перед собой задачу не только выявить все могилы членов Императорского Православного Палестинского Общества, погребенных здесь, но и составить подробный каталог этих захоронений.


На этом кладбище захоронено много выдающихся людей, потрудившихся на благо России, Русской Православной Церкви и всего общества.


30.7.15.6.jpg


Кладбище получило наименование Никольского, по названию церкви святителя Николая Мирликийского, построенной в 1868–1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г.И.Карпова. Облик Никольского кладбища соответствовал его значению - это был один из наиболее дорогих и престижных некрополей Петербурга. Некрополь содержался в идеальном состоянии и имел регулярную планировку. В документах отмечалось «кладбище лаврское открыто не для всех, как городские кладбища, а погребаются здесь только немногие особы из подвизавшихся на поприще государевой службы и лица почетного звания». Это кладбище после переворота 1917 года, как и все другие, было подвергнуто варварскому надругательству.


Среди этих погребений немало могил, за которыми никто не ухаживает, некоторые плиты уже не читаемы, частично или полностью уничтожены, разбиты.


В годы гонений на Русскую Православную Церковь часть некрополя была уничтожена, повсюду встречаются хаотично разбросанные надгробия, поваленные, разбитые, разломанные, со следами надругательств.


Программой фонда предусмотрено установление памятных досок, повествующих о делах на благо Родины почивших людей. Так 11 июля 2013 года в рамках совместного проекта Московского областного, Нижегородского и Иерусалимского отделений ИППО при финансовой поддержке фонда «Возрождение культурного наследия» была торжественно установлена памятная гранитная плита на могилу Василия Николаевича Хитрово, повествующая о его заслугах на благо Общества.


После обращения Е.В.Макаревич и Г.Г.Макаревич в Управление делами ИППО по захоронению на территории Никольского кладбища выдающегося ученого, академика Бориса Александровича Тураева, было проведено тщательное исследование поступившей информации.


30.7.15.2.JPG


Александр Николаевич Панин совместно с Татьяной Иннокентиевной Ганф посетил Никольское кладбище, осмотр которого начался с возложения цветов на могилу инициатора создания ИППО Василия Николаевича Хитрово.


Как удалось установить из многочисленных книг и статей, посвященных личности Бориса Александровича Тураева, он был похоронен в могиле своей родственницы Александры Николаевны Нейяр (урожденная Калугина). Могила расположена справа от Никольской церкви.


30.7.15.5.JPG 30.7.15.4.JPG


На могиле камень с крестом и надпись на камне: Александра Николаевна Нейяръ, урожденная Калугина. К сожалению, надпись на кресте читается уже очень плохо, но различима, могила огорожена и находится в неплохом состоянии. Борис Александрович Тураев (24 июля 1868 - 23 июля 1920 гг.) - необыкновенный человека, большой русский ученый и глубоко верующий человек, заслуживает того, чтобы о нем знали его соотечественники, а его могила была отмечена памятной гранитной плитой, повествующей о его деяниях.


Некролог, опубликованный в «Русском Историческом журнале» за 1921 год, начинается словами прямо-таки плача об этом человеке: «И словами не высказать, и слезами не выплакать той утраты, какую понесла наука и просвещение в лице безвременно – на 53-м году жизни – скончавшегося профессора Петроградского Университета, члена Академии Наук и Академии истории Материальной Культуры, Б.А.Тураева. Ушла могучая ученая сила; осиротела кафедра истории древнего Востока; потеряла руководителя молодая русская школа египтологов, коптологов, эфиопологов; лишилась родина стойкого и преданного деятеля на ниве просвещения и распространения в обществе культурных знаний; исчез неутомимый убежденный борец за интересы церкви православной; нет более прекрасной души, кристально чистого человека».


Он в совершенстве владел чтением клинописи, читал и переводил литературные памятники шумеров, вавилонян, ассирийцев, коптов. Работы Бориса Александровича по истории и культуре Древнего Египта получили мировое признание еще при жизни.


Борис Александрович родился в 1868 году в городе Новогрудке Минской губернии в старинной дворянской семье, происходившей из Орловской губернии. Получив образование, он работал за границей, где слушал лекции выдающихся ученых.


С 1896 года он преподавал в Санкт-Петербургском университете, защитил в 1898 году магистерскую диссертацию, а в 1902 году докторскую.


Борис Александрович был полностью поглощен работой, неустанно всегда и везде вещал слова истины, он привораживал к себе аудиторию, поражал всех обилием знаний, мастерством анализа. Слушатели буквально загорались под воздействием его лекций, воодушевлялись любовью, с которой он вещал слова истины.


Важнейшим делом жизни Бориса Александровича стало его личное участие в деле приобретения в государственную собственность России знаменитого собрания египетских и других восточных древностей В.С.Голенищева. Благодаря его энергичной инициативе это драгоценное и единственное в своем роде собрание поступило в собственность России, а не было продано за границу. Эта коллекция поступила в собрание Музея изящных искусств Императора Александра III в Москве. В этом музее он стал создателем египетского отдела и его хранителем.


Главным трудом Бориса Александровича стала «История Древнего Востока» в двух томах, и это был труд, по отзыву профессора М.М.Хвостова «стоящий на уровне лучших западноевропейских общих сочинений по истории древнего Востока».


Близко знавшие Тураева рассказывали, что Борис Александрович страстно любил богослужение, находил в нем огромное наслаждение и готов был участвовать в нем сколько угодно, так что, например, утреню Великой субботы посещал чуть ли не в трех церквах, до полного почти изнеможения. Будучи уникальным знатоком церковного устава, он тщательно искал те храмы и монастыри, где устав соблюдается неукоснительно. Он не знал усталости, его не останавливали никакие расстояния. Как отметил на погребении один священнослужитель, Борис Александрович «вращался не около церкви, как это многие у нас делают и делали, но он был в церкви».


Такой же глубоко верующей была и жена Тураева - Елена Филимоновна, урожденная княжна Церетели.


Цельная и кипучая деятельность Бориса Александровича, его стремление к научным знаниям, сочеталось в нем с глубокой верой в русскую национальную идею, с верой в великое культурное будущее России. Он свято и глубоко верил в достоверность религиозного опыта человечества.


В качестве специалиста по христианскому богослужению Тураев был членом Поместного собора Русской Православной Церкви в 1917-1918 гг.


Под его руководством был составлен проект богослужебной реформы, предусматривавшей три типа чинопоследований: для монастырей, для приходских храмов и для домовых церквей.


Как отметил академик П.К.Коковцов в своей речи 4 сентября 1920 года: «Можно себе представить, что должен был нравственно пережить и выстрадать такой пламенный националист, как Борис Александрович, следя за событиями последних лет, в которых покойный усматривал полное и бесповоротное крушение всех долго лелеянных надежд на великую будущность страны».


Можно уверенно сказать, что Борис Александрович посвятил свою жизнь служению науке и православной церкви. Он чем-то был схож с не менее выдающимся ученым, историком церкви и профессором Василем Васильевичем Болотовым, также членом Императорского Православного Палестинского Общества. В некрологе на его смерть, Борис Александрович написал слова крайне схожие со своими взглядами: «Наука и церковь были для него тесно связаны; служение первой было в тоже время и подвигом во слову второй. Он был ревностным и верным сыном православной церкви, но вместе с тем и убежденным сыном; я сказал бы даже, был верным потому, что был убежденным».


После панихиды по своему мужу Елена Тураева сказала своим друзья горькие слова о том, что удивляться смерти Бориса Александровича не надо, потому что он уже два года умирал, не находя в себе сил жить после того, как «душу» от него отняли и оставили только «желудок», ради которого стоит ли жить?! Мысль о смерти была ему постоянно присуща, и не раз в последнюю ночь и день он говорил: «пусти меня, пусти... я иду служить в церковь», «много еще неразрешенных вопросов, но я уже устал».


Ему как человеку «глубоко и сознательно любящему Родину, родное, было душно и тошно в окружавшем его интернационале», и потому он так просил «отпустить» его в иной и лучший мир.


Незадолго до кончины Борис Александрович принял посвящение в стихарь, и в стихаре, как чтеца, согласно его желанию, его и похоронили.


Как отметил С.А.Жебелев «Борис Александрович жил и умер истинным служителем церкви, вернейшим сыном ее. И невольно хочется уподобить Бориса Александровича тем людям, которые в древней церкви назывались исповедниками».


Борис Александрович умер так, как умирают только люди чистые сердцем, бескорыстные служители идеи, живущие на земле неземными интересами.


30.7.15.3.JPG


Александр Николаевич Панин вместе с членами своей семьи и Т.Н.Ганф провел уборку прилегающей к могиле территории, от имени всего Императорского Православного Палестинского Общества возложил цветы на могилу А.Н.Нейяр и Б.А.Тураева, тщательно зафиксировал местоположение погребения. На могиле А.Н.Панин и Т.И.Ганф зажгли свечи и трижды пропели «Вечная память».


В настоящее время благотворительный фонд «Возрождение культурного наследия» проводит тщательные архивные поиски, связанные с жизнью и трудами выдающегося ученого, патриота и достойного сына земли Русской – Бориса Александровича Тураева.


В ближайшее время на заседании Попечительского Совета благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» будет рассмотрен вопрос об установке памятной мемориальной доски.


Возврат к списку


Материалы по теме:

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика