Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

Паломничество в город Саров и село Дивеево

26 Декабря 2015

Председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель председателя Московского областного регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества, член Совета отделения А.Н.Панин и генеральный директор благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», действительный член Московского областного регионального отделения ИППО С.Я.Ваксман в сопровождении заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО, наместника Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Затекина) посетили места жизни и подвигов величайшего святого Русской Православной Церкви – преподобного старца Серафима Саровского.


В Сарове, в храме св. Иоанна Предтечи, архимандрит Тихон и благочинный Саровского округа Нижегородской митрополии протоиерей Александр Долбунов совершили молебен святым Царственным Страстотерпцам.


26.12.15.2.JPG


После молебна архимандрит Тихон зачитал указ Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Великой княгини Марии Владимировны о награждении протоиерея Александра Долбунова юбилейной медалью в память 400-летия Дома Романовых.


26.12.15.3.JPG


Затем Александр Николаевич Панин вручил протоиерею Александру Долбунову удостоверение в связи с принятием его в действительные члены Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, а Семен Яковлевич Ваксман, по поручению Управления делами ИППО, вручил отцу Александру знак Императорского Православного Палестинского Общества на голубой ленте.


26.12.15.4.JPG


26.12.15.5.JPG


Протоиерей Александр поблагодарил архимандрита Тихона, А.Н.Панина и С.Я.Ваксмана за врученные награды, после чего все были приглашены на трапезу.


После трапезы гости в сопровождении протоиерея Владимира Кузнецова посетили Саровскую обитель – храм во имя святого преподобного Серафима Саровского, где помолились в келии батюшки Серафима, после чего отец архимандрит Тихон помазал всех присутствующих святым елеем из лампады у иконы святого старца.


Осмотрев храм, А.Н.Панин и С.Я.Ваксман посетили часовню, где первоначально были погребены святой преподобный Серафим и старец схимонах Марк Молчальник.


26.12.15.6.JPG 26.12.15.7.JPG


26.12.15.8.JPG 26.12.15.9.JPG


После руководители фонда и отец архимандрит Тихон в сопровождении протоиерея Владимира Кузнецова направились на Ближнюю и Дальнюю пустыньки, а затем посетили Саровские пещеры.


В 2006 году на Дальней пустыньке была воссоздана келия преподобного Серафима на сохранившемся старом фундаменте. Келия открыта для посещения и представляет собой небольшую избу с сенями и крылечком.


26.12.15.12.JPG


26.12.15.16.JPG


26.12.15.13.JPG


Внутри все, как было при батюшке Серафиме: икона Божией Матери «Умиление», обрубок дерева, заменяющий стул и стол, печь в углу. В келии на Дальней пустыньке преподобный Серафим провел около 16-ти лет в посте, молитве и телесных трудах. Здесь он совершал подвиг столпничества: 1000 ночей молился на большом камне, расположенном примерно в километре от пустыньки, а днем продолжал свою молитву в келии на малом камне.


Здесь же подвижник подвергался бесчисленным нападениям бесовским, был жестоко избит разбойниками.


Александр Николаевич, Семен Яковлевич и архимандрит Тихон помолились в келии преподобного, посидели на стуле святого старца, а также приложились к камню, на котором старец молился 1000 ночей.


26.12.15.14.JPG 26.12.15.15.JPG


Камень, на котором батюшка Серафим молился 1000 ночей, представлял из себя валун с плоской поверхностью. После кончины угодника Божия камень разделили на части: одна из них, оставленная в Сарове, пребывала в монастырской келии преподобного, другая была передана в Дивеево, остальное же разобрали паломники.


26.12.15.11.JPG


К торжествам 1903 года место подвигов преподобного было восстановлено. Сюда принесли новый камень, похожий на предыдущий, устроили резную сень над ним, а также сень над сохранившейся частью ствола дерева, где подвижник помещал икону Пресвятой Троицы. В советское время все это было разрушено, но, несмотря на запреты и гонения, тайно здесь собирались верующие. К первому посещению Сарова Святейшим Патриархом Алексием II в 1991 году члены общественного исторического объединения «Саровская пустынь» положили на месте 1000-ночного стояния преподобного новый, похожий на прежний, камень — уже третий по счету. Над ним воздвигли сень. А там, где росло дерево, на котором находилась икона, был поставлен резной столп под сенью.


Ближняя пустынька преподобного, которая находилась на берегу Саровки между Дальней пустынькой и монастырем, теперь оказалась в черте города. Это место подвигов преподобного Серафима в последние годы его жизни, когда он в 1825 году вышел из затвора. В Ближнюю пустыньку к старцу приходили тысячи посетителей. Здесь состоялась его беседа с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни. Здесь же явилась подвижнику Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна и извела из земли чудесный источник, со временем получивший название Серафимовский.


                                     26.12.15.27.JPG


26.12.15.10.JPG


К моменту канонизации преподобного в 1903 году над источником была сооружена деревянная часовня, а также большая купальня. Государыня Императрица Александра Феодоровна, искупавшись в источнике в дни саровских торжеств, через год родила долгожданного Наследника Царевича Алексея.



В годы советской власти источник на Ближней пустыньке забетонировали, а после устроения в этом месте плотины он ушел под воду. Впоследствии здесь расположилась зона отдыха горожан. В августе 2006 года на Ближней пустыньке возвели и освятили деревянный храм во имя Святого Духа в память о беседе преподобного Серафима с Н.А.Мотовиловым о стяжании Духа Святого как цели жизни всякого христианина.


У памятника старцу Серафиму, работы известного скульптура Клыкова, присутствующие выслушали подробный рассказ отца протоиерея Владимира Кузнецова о работах по возрождению святых мест.


26.12.15.1.JPG


Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самым ранним годам истории обители. Описание начала строительства пещер дал в своей рукописи основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно ему, Иоанн начал копать пещеру «в полугоре от реки Сатиса над источником, идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония и Феодосия, преподобных Киево-Печерских.


В пещерах внимательно были осмотрены все ходы, келии, а также храм, где отец протоиерей Владимимр Кузнецов подробно освятил историю пещер и живших в них подвижниках.


26.12.15.21.JPG


26.12.15.17.JPG 26.12.15.18.JPG


26.12.15.19.JPG 26.12.15.20.JPG


Из Сарова А.Н.Панин, С.Я.Ваксман и архимандрит Тихон проследовали в Дивеево, где в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре приложились к святым мощам преподобного батюшки Серафима Саровского, посетили монастырский музей, расположенный в домике святой блаженной старицы Паши Дивеевской.


26.12.15.22.JPG 26.12.15.23.JPG


26.12.15.24.JPG 26.12.15.25.JPG


Именно в домик Паши Саровской в 1903 году, после канонизации преподобного Серафима, приехали Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Феодоровна. Перед приходом гостей блаженная Паша велела вынести все стулья и усадила Императорскую чету на ковер. Блаженная предсказала надвигавшуюся на Россию катастрофу: гибель династии, гонения на Церковь и море крови. Предсказала и рождение Наследника Цесаревича, подарив Царской Семье куклу.


26.12.15.26.JPG


Домик блаженной Паши Саровской состоит из трех залов. Первый — это мемориальная комната с дореволюционной мебелью, многочисленными куклами и иконами, все как любила Прасковья Ивановна. Во втором экспонируются платья и образа, а третий полностью посвящен прославлению преподобного Серафима Саровского. Блаженная Паша Саровская была всегда рада посетителям. Она любила яркие сарафаны и могла надеть на себя сразу несколько для особенно почетных гостей. В домике блаженной выставлено несколько из ее одеяний: синее платье и бело-розовая рубашка, в которых Прасковья Ивановна принимала святое причастие.


В большом зале музея есть витрина с церковно-монашескими одеяниями первых игумений обители матушек Александры, Марфы, Елены, личные вещи других первоначальников Серафимо-Дивеевского монастыря. В домике блаженной Паши Саровской реконструирована часть келии Серафима Саровского как элемент экспозиции, посвященной прославлению святого старца. Среди экспонатов — старинные фотографии начала XX века, документы и сувениры, связанные с торжествами «прославления».


Сохранилось покрывало, вышитое Государыней Императрицей Александрой Федоровной Романовой и подаренное в 1903 году старцам Саровской пустыни. Также хранится простая деревянная мебель, сделанная самим преподобным Серафимом.


Александр Николаевич и Семен Яковлевич с большим интересом выслушали подробный рассказ архимандрита Тихона об истории музея, его экспонатах.


Завершилось паломничество по местам святого преподобного старца Серафима Саровского осмотром монастырского некрополя, где А.Н.Панин, С.Я.Ваксман и архимандрит Тихон вознесли свои молитвы об упоении погребенных.


Возврат к списку

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика