Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

Посещение города Арзамаса

19 Сентября 2016

Город Арзамас имеет богатую историю с сильными культурными и экономическими традициями. История города неразрывно связана с историей нашей Родины. В этом городе жили выдающиеся поэты и писатели, творили величайшие художники, работали известные ученые. Первоначально игравший главным образом роль сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, Арзамас постепенно приобрел характер важного транзитного пункта.


Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас был важным миссионерским центром, центром ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработки животных продуктов (скорняжное производство, кожевенное, войлочное, салотопенное и другие).


В XVIII веке через город проходило более десяти важнейших торговых путей, в связи с чем город бурно развивался. Многие стремились поселиться в Арзамасе, ведь в результате большого количества торговых путей можно было достаточно быстро разбогатеть, продав свой товар или купив и перепродав привозные материалы. Позже это время было названо «золотым веком» для города. Торговые операции арзамасских купцов были разнообразны и большие по объему. Этот расцвет торговли незамедлительно сказался на облике города.


Без преувеличения можно сказать, что в XVIII-XIX веках Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками, и поныне украшают многие храмы. Славился город и золотой вышивкой, в которой лавры первенства держали монахини и послушницы женских монастырей.


Современный Арзамас удобно расположен на пересечении важнейших железнодорожных и шоссейных путей, это один из интереснейших культурных центров в Нижегородской области. Православные паломники, направляющиеся в Дивеевский монастырь, и экскурсанты, желающие посетить Большое Болдино, с особым чувством пройдутся по старинным тихим улочкам и площадям города. На Соборной площади находится один из великолепнейших храмов – пятиглавый собор Воскресения Христова, украшенный многочисленными и разнообразными фресками и иконостасами.


Несмотря на то, что Арзамас не является таким знаменитым туристическим центром как города, относящиеся к «Золотому кольцу» или какие-либо знаменитые города Европы, каждый желающий сможет найти здесь множество интересного, что запомнится ему на всю жизнь.


Действительные члены ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета отделения Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза писателей и Союза краеведов России) и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, член Союза писателей России) вновь посетили древнюю Спасо-Преображенскую обитель.


По благословению митрополита Нижегородского и Арзамаского Высокопреосвященного Георгия, наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) в 2016 году назначен временно исполняющим должность наместника Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря.


Именно в этой обители жил на покое и нес свое послушание Преосвященный Алексий (Соболев), бывший епископ Вологодский и Тотемский.


Уроженец Нижегородской губернии, Александр Петрович Соболев долгие годы трудился на благо Церкви и Родины. Преподаватель, священник, монах, настоятель монастыря, епископ – везде и всюду он деятельно отдавал всего себя другим людям.


Его знали и уважали во всей Нижегородской губернии, где Владыка совершил много добрых дел. Он родился 23 августа 1836 года, в 1858 году окончил Нижегородскую Духовную семинарию, в которой трудился на должности преподавателя.


2 февраля 1861 года он был рукоположен в сан священника, а в 1891 году принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря. 6 июня 1893 года хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. С 12 декабря 1895 года Преосвященный Алексий возглавил древнюю Вологодскую кафедру.


Его трудами в Вологде 14 сентября 1896 года был открыт Вологодский отдел Императорского Православного Палестинского Общества, и его первым председателем стал Преосвященный Алексий епископ Вологодский и Тотемский.


19.9.16.13.jpg


29 мая 1898 года Вологду посетил председатель ИППО Великий Князь Сергей Александрович, которого во главе с Преосвященным Алексием (Соболевым) встречал весь Вологодский отдел Общества. В кафедральном Спасо-Всеградском соборе Великий Князь Сергей Александрович высказал свою благодарность Преосвященному Алексию за плодотворную деятельность отдела.


Владыка Алексий выступил инициатором проведения собеседований, посвященных деятельности Общества: «…усматривая в чтениях и собеседованиях наилучшее средство для возбуждения сочувствия к целям Палестинского Общества и его деятельности на Св. Земле». Владыка неустанно заботился, чтобы чтения и собеседования проходили не только в городах, но и в селах обширной Вологодской епархии. Так только в 1898 году в Вологодской епархии было проведено 358 чтений в селах, 303 – в городах, 37 – в школах. По настоятельным рекомендациям Владыки чтения сопровождались пением молитв и песнопений, бесплатной раздачей листков, брошюр, видов местностей Святой Земли.


По воспоминаниям современников Владыка в полной мере обладал внутренней душевной дисциплиной, как плодом долголетней и упорной культуры духа, которая обнаруживается в неуклонном исполнении в самом себе предъявляемых требований.


21 апреля 1906 года Владыка попросился на покой, видя истощение своих телесных сил. Он был уволен на покой, с правом быть настоятелем в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре.


2 февраля 1911 года он скончался в день своего 50-летия служения в священном сане. Его торжественное отпевание состоялось в городском Арзамасском Воскресенском соборе, которое совершил викарий Нижегородской епархии Преосвященный Геннадий (Туберозов), епископ Балахнинский. Святитель был погребен в склепе в Спасо-Преображенском соборе на территории обители, которой он так мудро управлял.


Студент Санкт-Петербургской Духовной академии Николай Коновалов так написал о почившем Владыке: «Это был гуманнейший архипастырь, чуткий к нуждам других, всегда готовый помочь советом, утешением, наставлением и материальной поддержкой. Да, это был чуткий сердцем, благостный архипастырь. Он жил своей работой, вкладывал в нее свою душу, как бы отождествлялся с нею, устремлял на нее все стороны своего духа».


Спасо-Преображенский третьеклассный монастырь расположен в восточной стороне города на берегу Спасского озера. Со времени своего учреждения Спасский монастырь находился в ведении всероссийских митрополитов, а потом патриархов. При составлении штатов в 1764 году монастырь утвержден в третьем классе с настоятельством игуменским, но в 1797 году именным Высочайшим указом поведено было восстановить в Спасском монастыре архимандрию.


Религиозно-нравственная жизнь монастырского братства всегда была на высоте, а «члены братства, особенно старшие, выделяются скромностью, воздержанностью и братолюбием, подают добрый пример для младших, а сии последние, за ежедневным богослужением, приучаясь к церковному пению, общим строем монастырской жизни, привыкают к порядку, послушанию и укрепляются в добрых правах, братолюбии и трудолюбии».


После богоборческого переворота монастырь постигла участь многих сотен других. Он был закрыт, варварски разграблен и очень сильно разрушен. В монастыре сохранился до наших дней древний Спасо-Преображенский собор, построенный в 1638 году (долгие годы в соборе располагался архив), в тяжелом состоянии пребывает храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в конце XVII века. Снесены стены, колокольня, полностью уничтожено старинное монастырское кладбище с историческими надгробиями.


19.9.16.1.JPG


19.9.16.2.JPG


В 2005 году решением Святейшего Синода монастырь был возобновлен. Небольшая братия вместе с активными прихожанами прилагает усилия по восстановлению монастыря.


Члены ИППО архимандрит Тихон, А.Н.Панин и С.Я.Ваксман уже дважды посещали эту древнюю обитель, молились в Спасо-Преображенском соборе об упокоении Преосвященного Алексея (Соболева).


Активно продвигается в архивах сбор материалов и исторических документов, посвященных жизни и трудам Владыки Алексия.


Архимандрит Тихон и А.Н.Панин еще раз осмотрели территорию обители, а у деревянного креста, установленного в память всех погребенных на территории монастыря, от имени всего Императорского Православного Палестинского Общества пропели «Во блаженном успении вечный покой».


В соборе отец Тихон ознакомил Александра Николаевича с ходом реставрационных работ. После этого архимандритом Тихоном при участии братии монастыря была отслужена в Спасо-Преображенском соборе лития по Преосвященному Алексию.


19.9.16.3.JPG


19.9.16.4.JPG


19.9.16.5.JPG


В ходе осмотра обители архимандрит Тихон и Александр Николаевич Панин в рамках проекта «Возвращение памяти» приняли решение изготовить памятную мемориальную гранитную доску, которую планируется укрепить на стене собора в память Владыки Алексия (Соболева).


В 2016 году исполняется 180 лет со дня рождения и 105 лет со дня преставления Преосвященного Алексия. Эта доска будет изготовлена и торжественно открыта 13 октября 2016 года, накануне великого праздника Покрова Божией Матери.


После Спасо-Преображенского монастыря отец Тихон и А.Н.Панин вновь посетили уникальный музей Русского Патриаршества – совместный проект Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви. Это единственный в мире музей, экспозиции которого целиком посвящены жизни русских Патриархов. Музей торжественно открыт 1 августа 2013 года.


19.9.16.8.JPG


Уникальность музея состоит и в том, что в нем показан также и период Патриаршества Советского времени – жизнь Церкви в эпоху гонений, начиная со Святейшего Патриарха Сергия, уроженца города Арзамаса.


В настоящее время архимандрит Тихон и А.Н.Панин систематизируют собранные за последние годы уникальные материалы, посвященные Святейшим Патриархам Алексию I (Симанскому) и Пимену (Извекову), которые будут использованы в новых совместных издательских проектах.


В музее Русского Патриаршества члены ИППО ознакомились с новыми экспонатами, осмотрели всю коллекцию и наметили совместный план работ на 2017 год.


Александр Николаевич Панин передал в дар музею подлинную фотографию, на которой изображен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен во время своего пребывания в городе Одессе в 1982 году и программу торжественного юбилейного концерта, посвященного выборам на Первосвятительский Патриарший Престол митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) 6 февраля 1945 года.


19.9.16.6.JPG


19.9.16.7.JPG


Отец архимандрит Тихон тепло поблагодарил Александра Николаевича и показал в музее новые экспонаты.


Из Арзамаса члены ИППО направились в Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь, расположенный в городе Ворсме Павловского района Нижегородской области.


19.9.16.12.JPG


Свято-Троицкий Островоезерский монастырь основан в 1588 году на самом большом острове Ворсменского озера, хотя и до этого времени здесь уже было монашеское поселение. Автомобильной дороги к монастырю нет, только узкий пешеходный мостик через величественное и красивое озеро.


История основания обители связана с именем князя Бориса Камбулатовича Черкасского. По преданию, вначале на одном из островов поселился пустынник Макарий, который ходатайствовал об основании обители перед князем Борисом. Князь дал ему свое согласие. Чуть позже, при обозрении своих вотчин, которые включали многие села и деревни по обе стороны Оки, князь Борис вручил монаху Макарию привезенную из Москвы икону Казанской Матери Божией и указал место на острове для возведения деревянного храма.


По другой версии, князь Борис Черкасский с дозволения Царя Иоанна IV Грозного, в 1570 году распорядился выстроить на берегу озера сначала деревянную церковь «в честь своего ангела Бориса и Глеба», а затем кельи и ограду. Построенная обитель стала называться Борисоглебской.


В 1579 году в Казани произошло явление иконы Казанской Матери Божией. Князь Борис снимает копию с новоявленной Чудотворной иконы и вскоре прибывает в обитель. Там он вручает икону пустыннику Макарию, дает распоряжение перевести монастырь на остров, а церковь во имя святых Бориса и Глеба обратить в приходскую.


Уже в 1580 году на острове были деревянные братские кельи и храм с двумя престолами: вверху в честь Святой Троицы, внизу во имя Казанской Матери Божией. В XVI веке возводился еще один храм во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого русского Царя из рода Романовых Михаила Феодоровича.


Начиная с 1743 года несколько поколений рода Шереметевых обеспечивали монастырь хлебом, деньгами, лесом, а также разными материалами для устройства церковной ризницы.


Монастырь упразднен в 1930-е годы, в 1950-е были полностью разобраны монастырская ограда и разрушены два каменных храма — Троицкий и Казанский. Сохранились только полуразрушенные братский корпус, фрагменты ограды и надвратная церковь Михаила Малеина. В 1995 году остатки монастырских построек и остров взяты под охрану государства. С 2007 года началось возрождение обители.


Осмотрев обитель, архимандрит Тихон и А.Н.Панин помолились в монастырском Троицком соборе у могилы его основателя старца Макария.


19.9.16.9.JPG


19.9.16.10.JPG


19.9.16.11.JPG


Возврат к списку


Материалы по теме:

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика