27 Июня 2018
Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах региональных отделов Императорского Православного Палестинского Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве ИППО, так и в общем контексте их жизненного пути. Также в рамках этой уникальной в своем роде программы силами благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» и историко-исследовательского центра «Архивное дело» проводится поиск захоронений выдающихся сынов и дочерей нашего Отечества, подвижников благочестия, служителей Русской Православной Церкви, внесших свой вклад в прославление и величие России.
Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры.
На сегодняшний день в базе фонда находится более 250 мест погребений. Несколько могил отреставрировано в рамках этой программы, открыто немало памятных гранитных досок, повествующих о заслугах почивших людей, множество погребений выявлено и детально установлено буквально из небытия.
Председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин несколько раз в своих выступлениях высоко оценивал важность этой программы и благодарил ее инициаторов А.Н.Панина, С.Я.Ваксмана.
Заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождения культурного наследия», заместитель директора по научной работе историко-исследовательского центра «Архивное дело», член Союза краеведов и Союза писателей России Александр Николаевич Панин вместе со своей семьей посетил старинное новгородское Рождественское кладбище.
Это кладбище действующий некрополь, расположенный на улице Федоровский ручей. В центре кладбища находится древняя церковь Рождества Христова на Красном поле.
В храме XIV века сохранился ансамбль монументальной живописи, созданный при участии приезжих мастеров. Живопись Рождественской церкви имеет близкое сходство с памятниками моравской школы в Сербии того же времени.
Местность эта в старину звалась Никитским запольем. Именно здесь в 1381 году «заложиша храм каменной на поле». На следующее лето, в 1382 году, церковь была «свершиша», то есть закончена строительством и освещена. Более древняя деревянная церковь Рождества Христова на Поле, упоминаемая в летописях еще в XIII веке, судя по локализации ее «на поле, конець Чюдиньчева улице», располагалась все же в совсем другом месте, на противоположной, Софийской стороне города.
Церковь являлась главным храмом монастыря Рождества на Красном Поле, впервые попавшего в летописи в 1386 году в числе пригородных обителей, сожженных новгородцами при приближение общерусского войска Дмитрия Донского. Очевидно, что монастырь был основан раньше этой даты, минимум на несколько десятилетий, ибо уже в 1388 году его игумен Афанасий был в числе трех кандидатов на пост новгородского владыки, что свидетельствует о том, что монастырь был известен и почитаем.
Рождественский монастырь пришел в упадок после нескольких пожаров XVI века и шведского разорения начала XVII века. Какое-то время был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю, на средства которого в 1647-49 годах обветшавшая церковь реставрировалась, была разделена на два яруса деревянным настилом (таким образом, было создано подцерковье).
В 1764 году история Рождественского монастыря закончилась с екатерининской секуляризацией, церковь Рождества стала обычной приходской. В 1829 году она снова ремонтировалась, тогда был возведен и двухэтажный западный притвор – «прихожая» современного храма-музея. В настоящее время открыт как музей.
В годы Великой Отечественной войны церковь пострадала от артобстрела. После войны церковь реставрировалось под руководством Л.М.Шуляк в несколько этапов. Храм был восстановлен в первоначальных формах. Теперь перед нами – классическая новгородская неоштукатуренная церквушка конца XIV века (за исключением притвора 1829 года).
Вокруг храма находятся многочисленные погребения представителей духовенства Новгорода Великого. Все погребения А.Н.Паниным были внимательно изучены, фотографированы, надписи на могильных плитах и крестах зафиксированы и внесены в базу данных благотворительного фонда.
На этом кладбище находится могила известного новгородского блаженного и юродивого Христа ради, Василия Ивановича Рожкова, более известного как Василий Барин.
Могила Василия внешне абсолютно ничем не примечательна. Однако, на кресте, под которым обрел покой Василий Иванович Рожков, красуется примечательная табличка, сделанная, очевидно, еще в 80-е: «Посещающие могилку Блаженного Василия, просим не срывать траву и цветы».
Очевидно, такая распространенная архаичная форма почитания, как сохранение памятных «реликвий» с могилы непризнанного «святого», поддерживалась какое-то время после смерти самого известного новгородского юродивого XX века. Примечательно, что почитание это до сих пор носит исключительно народное происхождение и народные черты. Могила блаженного очень ухоженная, что явно говорит о ее частой посещаемости.
Блаженный Василий Барин был хорошо известен в Новгороде Великом долгие годы. Был он известен и своими пророчествами. Пройдя перед наступлением немцев по мосту через Волхов, он внезапно обернулся и плюнул на него. Потом этот поступок истолковали как пророчество о разрушении моста во время бомбардировок.
Блаженные были не простыми трансляторами народных умонастроений, они были единственными, кто мог высказывать их без опасения преследований. «Дурак», блаженный, скоморох - были людьми неприкосновенными. Большинство новгородцев, вспоминающих про того же Василия Барина, так и замечали: «Его не трогали - а чего с него взять, с дурака!». Он отличался большой любовью, его частыми словами и обращением к людям были слова: «Я тебя люблю и тебя, и тебя».
Интересными воспоминаниями о жизни послевоенного Новгорода, биографическими данными о священнослужителях того времени, о простых верующих людях, а также о блаженном Василии, пронизана статья «Страницы истории: из жизни Новгородской епархии. 1945-1962. Никольский собор», которая была опубликована в нескольких номерах журнала Новгородской епархии «София» в 2017 году.
А.Н.Панин вместе со своей семьей убрались на могиле блаженного Василия, возложили цветы, пропев «Вечная память». Нельзя не отметить, что также на кресте установлена табличка, на которой написано «Блаженный Василий (Рожков Василий Иванович). Скончался 12.02.1981 г.», а также икона Божией Матери.
В планах благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» и историко-исследовательского центра «Архивное дело» собрать материалы и воспоминания о жизни блаженного Василия.