Главная
О фонде
Правление фонда
Попечительский совет
Уставные документы
Партнеры
Издательская деятельность
Фильмы фонда
Книги фонда
Фотовыставки
Награды фонда
Видеоматериалы
Контакты
Помощь фонду

 


   Поиск по сайту  

Юрьев монастырь и церковь Благовещения в Аркажах

29 Июня 2018

Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах региональных отделов Императорского Православного Палестинского Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве ИППО, так и в общем контексте их жизненного пути. Также в рамках этой уникальной в своем роде программы силами благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» и историко-исследовательского центра «Архивное дело» проводится поиск захоронений выдающихся сынов и дочерей нашего Отечества, подвижников благочестия, служителей Русской Православной Церкви, внесших свой вклад в прославление и величие России.


Заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождения культурного наследия», заместитель директора по научной работе историко-исследовательского центра «Архивное дело», член Союза краеведов и Союза писателей России Александр Николаевич Панин вместе со своей семьей посетил места, связанные с памятью выдающего сына нашего Отечества архимандрита Фотия (Спасского).


Его имя почти полтора столетия предавали поношению, стараясь ложью выдавить правду из исторической действительности. Но деяния стойкого монаха были так сильны, что след их виднеется и привлекает до сих пор исследователей как церковной, так и государственной жизни 20-х годов XIX столетия. Горстка патриотов, душой которых являлся именно архимандрит Фотий, сумела убедить Государя Императора Александра Павловича повсеместно закрыть в России масонские ложи, что в значительной мере сократило масштабы заговора декабристов и предотвратило возможную беду с масштабными катастрофическими последствиями. Именно за это и ненавидела архимандрита Фотия либеральная интеллигенция, люто возненавидела его как при жизни, так ненавидит его и до сих пор. Его личность, настолько подвижнически высокая и безупречная, что архимандрит Фотий несомненно достоин почитания и уважения, но в первую очередь избавления от наслоений лжи и клеветы.


О своей жизни он много постарался рассказать сам. Существуют обширные его автобиографические записки, имеется и большой корпус его писем к разным лицам. Наконец, есть духовно-нравственные, богословские и обличительные творения архимандрита Фотия. Дошли до нашего времени и воспоминания о нем его сподвижников по закрытию масонских лож, и воспоминания эти дорисовывают портрет доблестного воина Христова.


Мирское имя его Петр Никитич Спасский. Родился он 7 июня 1792 года в селе Тесове, под Новгородом Великим. Там отец подвижника, Никита Федорович, служил чтецом при церкви Спасского погоста, отсюда и фамилия — Спасский.


В 1814 году, окончив курс в Новгородской Духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, но уже в следующем году, вынужденный по болезни оставить ее, был определен учителем в Александро-Невском Духовном училище. Состоя по тогдашним правилам в непосредственном отношении к семинарскому начальству, имел возможность сойтись с ректором семинарии, архимандритом Иннокентием (Смирновым) (скончался в 1819 году вскоре по прибытии в Пензу, куда был хиротонисан во епископа; канонизирован РПЦ в 2000 году). Иннокентий был противником мистицизма, человеком высоких аскетических воззрений. По собственному признанию, Фотий замечал «все слова Иннокентия, поступки, виды, действия, дух веры» и слагал в тайниках своей души «образ жития благочестивого».


В 1817 году принял монашеский постриг, получил священный сан и был назначен законоучителем во Второй кадетский корпус. С первого же года он выступил против господствовавшего в тогдашнем обществе мистического настроения, или, по его собственному выражению, «против масонов, иллюминатов, методистов, Сионского вестника и прочих». Проповеди иеромонаха Фотия не могли быть не замечены лукавыми еретиками, и на него посыпались из темных углов угрозы, вплоть до расправы. Кадеты решили не давать в обиду своего любимого учителя, сопровождая его повсюду вне стен учебного заведения. За службу по Кадетскому корпусу Государем Императором Александром I Всемилостивейше был пожалован золотым наперсным крестом, алмазами украшенный.


29.6.18.4.jpg


В начале декабря 1821 года Фотию было знамение во сне и голос сказал ему: «К брани!» Пора ополчаться на духовного Наполеона — А.Н.Голицына и иже с ним, на всех, кто враждует с Православием, растлевая русскую жизнь.


В январе 1822 года Фотия поставили архимандритом Новгородского Сковородского монастыря, что под тем же Новгородом, и, когда он входил в новую для него обитель, у святых врат его дожидалась почитательница отечественных святынь графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, тогда же и ставшая его духовной дщерью.


29.6.18.3.jpg


С той поры между этими Божиими людьми окрепла дружба и постоянная переписка. Послания архимандрита Фотия к Орловой-Чесменской так назидательны и поучительны, что и теперь они читаются с великой пользой для души. Это поистине классика нашей духовной литературы!


29.6.18.5.jpg


5 июля 1822 года в Санкт-Петербурге состоялась знаменитая встреча отца Фотия и Государя Императора Александра I, во время которой в течение трех часов с великим духовным дерзновением подвижник защищал основы Православия и веру предков. И 1 августа того же 1822 года Императорским указом масонские ложи были запрещены. Всего Фотий встречался с Императором Александром I шесть раз, последняя встреча состоялась в Юрьевом монастыре 5 июля 1825 года и была, по существу, началом торжества Православия над богоборческими силами.


Сразу же по вступлении на престол Государя Императора Николая I архимандрит Фотий вручил ему через графиню Орлову-Чесменскую письмо, в нем, в частности, было сказано следующее: «Десятое лето подвизаюсь на поле брани против тайных обществ и стою за Святую веру нашу, Церковь Божию Христову, дорогое Царство Русское и праведный престол его. Тайна беззакония, великая, страшная, на гибель всему русскому деется: спаси Отечество, Царство, Церковь Христову, огради веру Святую!.. Перст Божий все Тебе укажет…». К этому письму Фотий приложил «Обозрение плана революции, предначертанного от тайного общества в 1815 году в Санкт-Петербурге, с прибавлением к тому актов революционных о началах, ходе и образовании тайных обществ в России». Заговор декабристов, оказывается, вынашивался не в «раскаленном воображении» самих бунтовщиков, а вне России — таков вывод деятельного архимандрита.


Когда в новое Царствование настали сравнительно спокойные годы, отец Фотий все свои силы отдаст церковному подвигу. Заручившись беспримерной денежной помощью графини А.А.Орловой-Чесменской, он в сравнительно короткий срок отстроит величественный Юрьев монастырь под Новгородом, который по благолепию мог соперничать даже с Киево-Печерской Лаврой. В Юрьевской обители архимандрит Фотий станет до самой своей смерти истово служить Богу и людям. К нему будут притекать богомольцы со всей России.


Скончался архимандрит Фотий на 47-м году своей жизни после продолжительной болезни 26 февраля 1838 года на руках своей духовной дочери графини Орловой-Чесменской. Своим умом, благочестием, милосердием и подвигами иноческими он стяжал уважение многих, знавших его жизнь. В продолжение девяти дней, пока его тело стояло в келии, иноки молились. На погребении стечение народа было великое, в продолжение девяти дней все возраставшее. В третье воскресение Великого поста в Георгиевском соборе было совершено отпевание тела усопшего епископом Старорусским Преосвященным Феодотием (Озеровым) со всем новгородским духовенством.


Архимандрит Фотий был похоронен в заранее приготовленном им для себя мраморном гробе, в Юрьевском монастыре (в усыпальнице в подземной церкви Похвалы Богородицы). В 1848 году в этом же склепе похоронили его духовную дочь Анну Орлову.


В 1930-е годы захоронения архимандрита Фотия и Анны Орловой историком и археологом М.К.Каргером были кощунственно вскрыты и извлечены из склепа. После вскрытия захоронения останки Фотия и Анны тайно были перенесены верующими к новгородской церкви Благовещения в Аркажах и погребены в общей могиле рядом с южной апсидой.


Александр Николаевич Панин осмотрел территорию величественного духовного центра Новгородской земли — мужского монастыря в честь святого Великомученика Георгия, одного из древнейших в России.


Трудами архимандрита Фотия и его духовной дочери Анны Орловой-Чесменской здесь за короткое время были построены Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины.


29.6.18.2.jpg


В 1841 году по проекту архитектора Карла Росси была построена величественная колокольня. На колокольне до 1917 года было 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол «Неопалимая купина» весил 2100 пудов (33,6 тонны). Второй по величине колокол «Крест» — 1140 пудов (18,2 тонны). Колокол «Крест» был вылит Валдайским колокольным мастером Федором Ивановичем Бибихиным в 1838 году в память отца архимандрита Фотия тщанием старца Нафана и Валдайского купца Ивана Герасимовича Шаврина.


В действующем соборе во имя Всемилостивого Спаса, который с севера и юга соединен с крыльями архимандритского корпуса, Александр Николаевич Панин помолился об упокоении рабов Божиих архимандрита Фотия и Анны.


В 1836 году в подвальном этаже собора устраивается пещерная церковь Похвалы Богородицы. Именно в этой церкви были погребены архимандрит Фотий и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская.


Несомненно, что особое восхищение вызывает древний Георгиевский собор, главная доминанта обители. Собор стал усыпальницей ряда настоятелей монастыря, русских князей и новгородских посадников.


29.6.18.1.jpg


         29.6.18.14.jpg          29.6.18.19.jpg


        29.6.18.15.jpg          29.6.18.20.jpg


В настоящее время в соборе проходит реставрация, и проводятся археологические раскопки, в результате которых обнаружены могильные плиты с надписями погребенных и уникальные исторические артефакты.


29.6.18.17.jpg


        29.6.18.16.jpg          29.6.18.18.jpg


После осмотра обители, А.Н.Панин посетил храм Благовещения в Аркажах, на погосте которой погребены архимандрит Фотий (Спасский) и Анна Алексеевна Орлова.


Церковь Благовещения в Аркажах или на Мячине находится в ближайших окрестностях Великого Новгорода на южном берегу озера Мячино, рядом с дорогой в Юрьев монастырь.


Является объектом Всемирного культурного наследия Юнеско. Церковь Благовещения – самый ранний в Новгороде образец нового типа церковного здания, который станет каноническим в последней четверти XII – начале XIII века. По свидетельству летописей, в 1170 году архиепископ Илья с братом Гавриилом поставили деревянный храм Благовещения и основали монастырь. В 1179 году эта церковь была за один сезон заменена каменной; в 1189 году ее стены расписаны фресками. Благовещенский монастырь был одним из наиболее крупных и богатых в Новгороде.


        29.6.18.6.jpg          29.6.18.7.jpg


       29.6.18.8.jpg          29.6.18.9.jpg


В северо-западном углу расположен придел Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Росписи храма дают необычайно интересный материал для осмысления важных философско-богословских проблем своего времени, позволяя во многом глубже прочувствовать своеобразие духовных устремлений новгородского общества второй половины XII века. Это основательный и прогрессивный для новгородской культуры последних десятилетий XII века художественный пласт.


Во время оккупации Новгорода Великого в 1941-1944 годах церковь была занята немецкими войсками под конюшню и сенной склад. Часть фресок была уничтожена, а оставшиеся покрыты плотным слоем копоти и грязи.


Вокруг церкви расположено небольшое старое кладбище. Рядом с южной апсидой находится общая могила архимандрита Фотия и графини Орловой-Чесменской, останки которых верующие перенесли после вскрытия в 1930-х годах их гробниц в Юрьевом монастыре.


        29.6.18.10.jpg          29.6.18.11.jpg


       29.6.18.12.jpg          29.6.18.13.jpg


От имени всего Императорского Православного Палестинского Общества А.Н.Панин возложил на могилу цветы и помолился об упокоении рабов Божиих архимандрита Фотия и Анны.


Возврат к списку


Материалы по теме:

 

Благотворительный фонд - "Возрождение культурного наследия" © 2013 Карта сайта  Яндекс.Метрика